1872-1957
холст, масло, 74x96 см
Поступление:
1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
В детстве Витольду Бялыникому-Бируле, сыну мелкого белорусского арендатора из местечка Бялыничи под Могилевом, приходилось много ездить с отцом, служившим в днепровском пароходстве. Вероятно, тогда и пришла к нему любовь к русским пейзажам. Но определится с пристрастием он смог только когда окончил в 1889 году Киевскую рисовальную школу и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он принимает решение стать пейзажистом! Педагог И.М. Прянишников «…оказал на меня сильное влияние своим умением схватывать явление в его жизненности…», С.А. Коровину «…я обязан пониманием этюда…», он научил связывать его воедино свет и тень, небо и землю, общее и частное, а знакомство с И. Левитаном укрепило молодого художника в решении. В 1897 году, когда Бялыницкому было 25 лет, его картину с выставки прибрел для галереи сам П.М. Третьяков. Спустя два года он стал членом-экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок, многих российских и международных выставок. В 1912 году художник построил на живописном берегу озера Удомля в Тверской губернии имение «Чайка», где провел большую часть жизни. Здесь в 1918-1922 гг., чтобы не потерять имение, он устроил свободные государственные мастерские по вышивке, живописи, резьбе по дереву и собственную школу для крестьянских детей, за что усадьба была оставлена ему личным распоряжением В.И. Ленина и сохранена от конфискации. После закрытия мастерских сюда стали приезжать художники, жили, писали пейзажи... Уже после Великой Отечественной войны Бялыницкому было присвоено звание Народного художника и Белоруссии и России, и в том же 1947 году он стал Действительным членом Академии художеств СССР. Сегодня в имении «Чайка», где умер художник, открыт музей его имени.
Главная задача художника, считал В.К. Бялыницкий-Бируля вслед за Левитаном – создание пейзажа-настроения. «…Всю свою жизнь я много работал, учился, наблюдал и прислушивался к молчанию природы…» - писал живописец. А начиналось все с уроков в классе С.А. Коровина, который учил молодого, быстрого в делах студента: «…помните, что у пейзажиста натура капризная: вода и небо позируют плохо…» В предвоенный период Бялыницкий-Бируля уже признанный художник, неустанно работающий. В имении «Чайка» он мог полностью погружаться в природу, наблюдать ее изменчивый характер. Думается, что именно в окрестностях озера Удомля, где писал свой шедевр «Над вечным покоем» И. Левитан, в длинные и еще такие холодные весенние ночи и был создан Бялыницким-Бирулей тихий и проникновенный пейзаж. Благородство, одухотворенность и поэтическая ясность присуща многим произведениям В. Бялыницкого-Бирули. Истинный хранитель традиций русского реалистического пейзажа XIX века художник создает лирический образ весенней ночи, «освежающий душу живыми веяниями правды, простоты и свободы».
Подобная композиционная схема не редкость, но, главное для художника - наполнить весенний пейзаж тонкими оттенками настроения, музыкальностью и гармонией цветового звучания. Особенность пейзажа в том, что небо здесь – светиться! Когда-то его учитель С.А. Коровин указал на то, что «…вы плохо помните о том, что и в пасмурную погоду, в так называемый серый день, солнце так же ходит по небу, как и в ясный солнечный день, только мы его не видим…» И спустя годы он помнил наставление и искал не просто способы передачи собственных раздумий об умиротворенности и покое в природе, но нечто захватывающее душу. Вот начал таять снег, и темные пятна обнаженной земли так сыры и темны, вот узкая речка, стылая от ледяной воды, тонкие деревца… Еще ночь, а горизонт уже засветился первыми лучами встающего и спрятанного за плотными облаками солнца. Тихо. Торжественно.
Елена Ильина, искусствовед
74x96 mm
Поступление:
1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР