Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Шемякин

Михаил
Федорович

1875-1944


Дама в светлом. Портрет Анны Ивановны Егоровой

1909


, 157x89.5 см
Поступление:

1946, из Комитета по делам искусств при Совете министров СССР

художник

Коренной москвич, Михаил Федорович Шемякин родился в купеческой семье, члены которой тяготели к художественному творчеству. Дед со стороны отца - купец Михаил Иванович Шемякин - художник-самоучка, со стороны матери  в родственниках  были профессиональные художники - В.Е. Борисов-Мусатов, Е.С. Сорокин - директор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда  поступил Михаил Шемякин в 1892 году. Начинал он учиться у Е.С. Сорокина, А.Е. Архипова, С.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, К.А. Савицкого,  но окончил училище уже по мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина в 1899 году. В 1901 году Михаил Шемякин уехал в Мюнхен, где поступил в студию знаменитого педагога Антона Ашбе. Там он занимался рисунком в 1901‑1902 годах, а по возвращении в 1903-1906 гг. вновь посещал мастерскую К.А. Коровина и В.А. Серова. Следуя их заветам, Михаил Шемякин обратился к импрессионизму, всей душой восприняв эту систему, но сам много экспериментировал, внося новые грани в развитие пластических идей. «Огненный художник и истинный темперамент»[1], ‑ так называл его Илья Ефимович Репин. Всю страсть своего таланта живописец вкладывал в искусство портрета, искренне любя человека, выявляя в своих моделях  только прекрасное.

произведение

Женившись в 1901 году на своей сокурснице Людмиле Гржимали, чешке по происхождению,  дочери известного в Москве скрипача Ивана Войтеховича Гржимали, возглавлявшего скрипичный класс в Московской консерватории, Михаил Шемякин  вошел в дружную музыкальную семью, жил в квартире тестя, располагавшейся на четвертом этаже правого крыла Московской консерватории. Здесь, прямо в большой «зале»  Михаил Федорович не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Он стал «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века. Долгое время имя изображенной на портрете женщины было загадкой. Из переписки с сыном в 1990-х годах стало известно, что на портрет «Дама в светлом» изображена сестра  жены Михаила Федоровича - Анна (Анда) Ивановна Гржимали-Егорова, жена известного русского математика Д.Ф. Егорова. Она получила прекрасное музыкальное образование: занималась в Московской консерватории в классе певицы Варвары Михайловны Зарудной, пела и играла на рояле. Хорошо зная чешский язык, была переводчиком стихов чешского поэта Ярослава Врхлицкого, в 1930-е годы в России вышли в свет сборники чешских народных сказок с иллюстрациями М.Ф. Шемякина.

детали

Художника не интересует внешность портретируемой, ее фигура, детали платья и даже чувства, душевное состояние. Важно само внутреннее сияние модели, ее приподнятость, сама чарующая женственность. Аромат времени с его культом «прекрасной дамы» передан так изысканно и точно, что невольно вспоминаются стихи А. Блока. Насколько артистичен сам образ, настолько артистичен по живописи и портрет, в котором исключительная роль отведена колориту. Утонченная жемчужно-серая с мерцанием золота охры цветовая гамма рождает поэтический и трепетный в своей недосказанности женский образ. Созданный широким свободным мазком портрет, отличает особая зыбкость красочной поверхности, созданной падающим из окон за спиной и справа светом. Художник использует вертикальный формат полотна, чуть большее поле холста снизу, чем словно приподнимает образ прекрасной дамы, отрывая его от всего земного.  

Марина Агеева, искусствовед

в других музеях