1911-1971
фарфор, глазури цветные, люстровые глазури, роспись надглазурная 97х54x67 см
Поступление:
1950, из Комитета по делам искусств при СМ СССР
Внизу подпись: Сергей Орлов 1947г.
Известный и достаточно в свое время популярный, а теперь незаслуженно забытый скульптор Сергей Орлов родился в дореволюционном Петербурге. Детство – голод революции и Гражданской войны, которые семья пережила в Вологде. Именно здесь благодаря своему учителю Юлии Ферапонтовне Лузан, которая отметила несомненный талант юноши, Сережа Орлов осознал себя как личность творческая, находящаяся в постоянном поиске. В 1929 году Орлов приехал в Москву, но… художественный институт оказался «камнем преткновения». Кстати, Сергей Орлов - лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР, так и не получил профессионального образования. В конце 1920-х упорный юноша остается в столице и поступает на работу в Музей керамики, а практику проходит на Дмитровском заводе фарфоровых изделий. Влюбившись в этот удивительный материал, пытаясь найти новые подходы и технологии в работе с ним, фарфоровому производству он отдает лучшие и самые плодотворные годы своей жизни. У молодого художника рождаются образы, которые не только заметили, но и отметили, и в первую очередь свои же собратья – художники, скульпторы. «Орлов – вдохновенный певец русской эпической былины и народной сказки. Его произведения проникнуты большой любовью и народной мудростью… увлекают полетом мысли, выразительностью и тонкостью проникновения в чарующий мир сказки» - сказал С. Коненков. В те годы многие авторы, опасаясь обвинений в формализме и прочих «смертных грехах» советского художника, обращаются к теме русской сказки, черпают свое вдохновение в русской былине. Сергей Орлов не стал исключением. В 1940-х он создает композиции «Микула Салянинович», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Конек – Горбунок», за которые в 1946 становится Лауреатом Государственной премии СССР. Это были уникальные, выполненные в единственном экземпляре произведения. В общей череде выделялась в биографии художника история с композицией «Сказка об Иване Царевиче», подаренная американскому дипломату А. Гарриману в 1944 году В.М. Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки. Сохранилась переписка скульптора, в которой он с гневом и болью говорил о неприемлимости такого подарка американскому дипломату, потому что работы являлись опытными образцами, только лишь эскизами к крупным произведениям. И надо такому случиться, что именно история со «Сказкой», произошедшая в 1944 году, помогла Орлову продолжить работу в выбранном направлении – денежные вознаграждения, новые госзаказы и режим наибольшего благоприятствования буквально спасли художника и дали возможность претвориться новым замыслам, среди которых стала и работа «Конница» 1947, юбилейного, года.
Сергей Орлов первый из советских скульпторов начал работать с фарфоровой глиной как с лепным материалом. Обращаясь к мотивам русской сказки и былин, он делал фарфоровые композиции не способом литья, а вылепливая скульптуру. Работы создавались в единичном экземпляре, были уникальны, неповторимы. И к 30-летию Октябрьской революции Сергей Орлов создает таким новым методом крупное произведение «Конница». Буквально уже через три года после ее создания, в 1950 работа попадает в Нижнетагильский музей искусств, где для нее изготавливается специальная витрина, отводится особое место, она привлекает внимание посетителей, становится предметом особой гордости и заботы у сотрудников музея. И все-таки, несмотря на особое отношение, скульптура за годы бытования в музее успела обрасти множеством «болезней» - сколы, сломы, утраты – ведь фарфор материал такой хрупкий, а различных мелких выступающих деталей так много! Но в «лихие 90-е» научные сотрудники решили, что орловскую «Конницу» надо реставрировать. В городе и в области не было мастеров–реставраторов фарфора. Скульптура была отправлена в Москву, где была проведена скрупулезная, и кропотливая реставрация. Обратно произведение, тщательно упакованное и бережно закрытое пришлось везти в купе поезда буквально на руках!
Композиция проникнута духом военной романтики: лихие кавалеристы в едином горячечном порыве рвутся в бой, на врага, за свою новую власть, за свою Родину. Наивные и в какой-то мере даже искаженные идеалы – ведь война это не романтический порыв, а грязь, смерть, кровь, копоть, ужас разрушения и отчаяние потери. Но так видели войну художники соцреализма, так они старались донести высокую идею патриотизма.
Под ногами лошадей гибнут враги красных конников, алое знамя – символ красной крови, пролитой за свободу и независимость – развивается в руках центральной фигуры всадника. Вот один конь захрипел, подогнул ноги, упал, седок его с пробитой грудью откинулся назад, но еще в седле, еще в бою! Огнем и мечом прокладывается путь через груды врагов, которые словно некая вязкая трясина пытаются не дать пронестись отряду, сдержать прорыв – ползут и цепляются, создавая препятствие; и все же невозможно сдержать того, кто несет освобождение, и отряд проносится, не замечая созданных преград и потерь, круша и сметая все на своем пути – развиваются бурки на плечах, стелются по ветру хвосты лошадей…
Александра Шемякина, искусствовед
роспись надглазурная 97х54x67 mm
Поступление:
1950, из Комитета по делам искусств при СМ СССР