1859-1918
холст, масло, 63x88 см
Поступление:
1989, из Государственного Русского музея
Этюд к картине «Родина». 1903-1904
На обороте: Н. Дубовской 1903-1904
Николай Дубовской родился в семье потомственного донского казака и учился в военной гимназии, но всегда хотел заниматься рисованием и, не раздумывая, в 18 лет поступил в Императорскую Академию художеств. Проучившись четыре года, молодой художник оставляет учебное заведение и тесно сближается с передвижниками и выбирает путь пейзажиста.Критики его отмечали наравне с Левитаном, и даже звание Академика живописи «за известность на художественном поприще» художники получили в один год - в 1898. Его картины отмечались золотыми медалями на крупных всемирных выставках, приобретались знаменитым меценатом русского искусства Павлом Третьяковым. Николай Дубовской был избран действительным членом Академии художеств в Петербурге, позднее - в 1911 году стал профессором Академии и руководителем пейзажной мастерской.
В конце 1880-х годов Николай Дубовской увидел картину Аполлинария Васнецова «Родина», написанную в 1886 году. Можно только представить какое впечатление она произвела на молодого художника! Он буквально «носит ее в душе», раздумывает, и по прошествии 25 лет, уже признанный сорокапятилетний пейзажист задумывает картину практически с той же композицией, с тем же названием, в которой решает те же творческие проблемы. Брат знаменитого Виктора Васнецова – Аполлинарий стремился в своей работе к содержательности, он написал огромную и печальную родину, ее неравномерно освещенные солнцем пологие поля и холмы с несколькими крытыми соломой крестьянскими домами и едва заметной одинокой фигуркой пахаря.
В своей картине Дубовской все делает по-своему: он не пишет детально домики, исключает изображение человеческих фигурок, добивается лаконичности и монументальности. Переосмысливая васнецовский приём неравномерного солнечного освещения, он еще более усиливает его в своей работе, стремясь к передаче в предгрозовом состоянии момента наибольшего напряжения природных сил. Дубовской в эскизе создает образ не конкретного места, а действительно эпический образ русской земли Родины. Эскиз «Перед грозой» Дубовского к картине «Родина» отражает представления передвижников о могуществе русской земли и покоряет мощью и особым торжественным звучанием. Необъятные русские просторы - это та действительность, которую художник с самого рождения знал и любил. И в этом произведении он сумел весь опыт, знания и любовь обобщить глубокий и значительный образ Родины.
В том же 1904 году картина «Родина» была представлена на Всемирной выставке в Риме, и Дубовской получил восторженное письмо от Ильи Ефимовича Репина, побывавшего на выставке в Италии: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской… Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!»
Эскиз «Перед грозой» к этой знаменитой картине «Родина» был создан художником в 1903-1904 годы. Позднее эта работа была передана в Русский музей, а оттуда в 1989 году - в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Сам же оригинал картины хранится в Омском музее изобразительных искусств, поступив туда из музея Академии художеств.
Бескрайние зеленые поля, расчерченные темными полосами распаханной земли, с виднеющимися вдали домами и церквушками предстают увиденными словно с высоты птичьего полета. Над всем этим величественно предстает огромное небо с тяжелыми движущимися грозовыми облаками. Они низко нависли над земельными угодьями и отбросили огромные тени на холмы и поля - этот эффект освещения придает полотну реальное ощущение приближения грозы. Колорит полотна, выполненный в серо-зеленой и желто-коричневой цветовой гамме, подчеркивает неброскую, но столь дорогую для сердца автора красоту природных красок России.
Лидия Хайдукова, искусствовед
63x88 mm
Поступление:
1989, из Государственного Русского музея