1919-1998
холст, масло, 105.7x186 см
Поступление:
1955, из Министерства культуры РСФСР
Справа внизу:Малютин М 1950 г.
Марк Малютин навсегда связал свою жизнь и творчество с Ивановской областью, хотя сам был родом из Калининской области. Пройдя Великую Отечественную войну, он вернулся в город Иванов, где когда-то еще до войны окончил художественно-педагогическое училище, и с большим воодушевлением принялся за воплощение своей давней мечты - создание «Дома художника» с большими мастерскими и выставочным залом. Благодаря его усилиям в городе развернулась активная выставочная художественная деятельность, и вскоре имена художников Ивановского отделения Союза Художников зазвучали на Всесоюзных выставках страны. И в этом была немалая заслуга Марка Малютина, возглавлявшего отделение СХ почти 40 лет, при этом он никогда не оставлял свое любимое занятия живописью, предпочитая портретный и пейзажный жанр. Будучи авторитетным и признанным мастером – Народным художником России и Почетным гражданином города Иванова, Марк Малютин продолжал постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство, упорно работая как с натуры, так и создавая пейзажи по памяти.
Результатом живых натурных впечатлений, полученных в творческой командировке в леспромхозе Ивановской области, стала картина «Лесорубы», явившаяся одним из первых значительных произведений в творчестве художника. Искреннее желание правдивого рассказа о людях труда заставило автора избрать не «патетический» момент напряженной работы, а обратиться к незамысловатому повествованию о минуте отдыха. Свободная живописная манера, насыщенная цветовая гамма красок рождают оптимистическое и жизнерадостное по настроению произведение, отражающее характерные тенденции в искусстве послевоенного времени. В 1950-1960-е годы художники часто выезжали на промышленные и сельскохозяйственные объекты страны в творческие командировки, которые были сродни выездам изобригад в 1930-е годы. Малютин неоднократно ездил на важные объекты Ивановской области, находя «героев» для своих работ на посевных полях, стройках и колхозах. У художника остались яркие вспоминания о тяжелой работе лесорубов и их коротких минутах отдыха. Он вспоминал: «Люди позировали на природе, в лесу - так я и писал их прямо «в холст». Поэтому для меня человек естественно слился со средой, с пейзажем».
Лидия Хайдукова, искусствовед
105.7x186 mm
Поступление:
1955, из Министерства культуры РСФСР