1928 г.р.
масло, картон, 34.4x25.2 см
Поступление:
2006, в дар от автора В.А. Волкова, Москва
Слева вверху: В.В.
На обороте в центре: ВВолков 49г
В пятнадцать лет отец Валерия Волкова отвел его учиться в ташкентскую художественную студия при Союзе художников к московскому живописцу, профессору Московского художественного института М.Ф. Шемякину, который во время войны находился в Средней Азии в эвакуации. «Вот, Михаил Федорович, мой сын – учите его!» Александр Волков желал, чтобы его сын увидел взгляд на мир другого художника, у которого главным в картине становились «свет и белое», а не декоративность и не контраст цветов, чему Валерий в своих работах следовал вслед за отцом.
Ученик Серова, М.Ф. Шемякин, помня занятия своего учителя, нередко при создании произведений использовал только три цвета – белила, как правило, преобладающие в колористическом строе картины, охру и жженую кость. И при этом наполнял свои произведения светом, который воздействовал на формы, растворяя их, делая подвижными и изменчивыми, и был одним из лучших русских импрессионистов. Закончить фразу В коллекции музея хранятся два этюда, выполненные В. Волковым во время обучения в студии М.Ф. Шемякина, где им позировали настоящие натурщики. На одном из занятий, Волков выполнял поставленную педагогом задачу - изобразить натуру тремя цветами и передать свет. Этот этюд получил название «Этюд. Натурщицы. Солнечный зайчик». О том, почему эта работа стала носить такое название, Валерий Волков любит вспоминать и рассказывать: «…на уроке рядом с моделью упал лучик света «Смотрите, смотрите, - вскричал Шемякин,- зайчик!» Оглянулся по сторонам и, подбежав к моему этюду, ударил кисточкой чистыми белилами, а потом, подхватив охру светлую, легонько коснулся белого мазка… Зайчик!» Как успешно система Шемякина была усвоена его новым учеником, демонстрирует этюд «Солнечный зайчик», выполненный Волковым за один сеанс. Так система Шемякина была успешно усвоена его новым учеником, что и демонстрирует этюд «Солнечный зайчик», выполненный Волковым за один сеанс.
На фоне светло-живописной стены в полный рост изображена стоящая в профиль седоволосая женщина в сером платье. На ее плечи накинута большая серебристая шаль. Кисть левой, согнутой в локте руки, поставлена на талию, левая нога чуть сзади. В этой композиции начинающий художник естественно и живо запечатлел реальный мир, как отражение своих впечатлений, т.е. передал то, что его глаз видел и уловил в конкретный момент. Здесь нет чётких контуров, нет чистых белого, охристого или черного цветов. Они изменились под воздействием света - усложнились, обрели разные оттенки, преобразовались в жемчужно-серый сплав. Пространство и предметы стали подвижными… Перед нами одно быстро ускользающее мгновение! Чуть-чуть и все изменится…
Лариса Смирных, искусствовед
34.4x25.2 mm
Поступление:
2006, в дар от автора В.А. Волкова, Москва