1875-1949
бумага, графитный карандаш, 48.5x39.1 см
Поступление:
1948, от Управления по делам искусств при СНК РСФСР
Справа внизу итальянским карандашом: Уль…
Закончивший Московское училище живописи, ваяния и прошедший три года обучение в мастерской В.А. Серова, Николай Ульянов являлся разносторонним живописцем и блестящим мастером рисунка. Разнообразные творческие интересы и жажда новых поисков приводило его к участию в самых различных художественных объединений - «Мир искусства», «Четыре искусства», Союз русских художников. Ульянов много работал в историко-портретном жанре, создавая убедительные и вдохновленные образы. Живописец, сценограф, блестящий рисовальщик и педагог Ульянов Николай Павлович оставил большое творческое наследие.
Сергей Иванович Лобанов, также как и Ульянов, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но уже в учебные годы молодой художник заинтересовался историей искусств. Год спустя, в 1914 году, Лобанов посещает курсы по истории искусств при московском Археологическом институте. В 1922 году его назначают хранителем национализированного собрания С.И. Щукина, именно в этом году происходит знакомство Ульянова с Сергеем Лобановым. Творческая и образованная личность привлекла Ульянова, они вместе порой выставлялись на выставках, горячо обсуждали темы развития искусства и творчества. Позднее Лобанов становится заместителем директора Государственного Музея нового западного искусства.
В портрете С.И. Лобанова чувствуется рука рисовальщика, несколько лет преподававшего рисунок в Строгановском художественно-промышленном училище. В рисунке сочетаются смелые и уверенные линии с тончайшими дымчатыми штрихами, моделирующие черты лица - высокий открытый лоб, устремленный на зрителя доброжелательный взгляд, на губах слегка заметна легкая улыбка. Автор стремится подчеркнуть черты творческой натуры отдельными деталями одежды и прически - подвязанный бантом ворот рубашки и слегка небрежно зачесанные назад волнистые волосы, придающие облику раскрепощенный характер, во всем чувствуется внутренняя свобода и благородство модели. Перед нами предстает разносторонняя личность - художник, искусствовед, театрал, участвовавший в различных художественных объединений в начале ХХ века, но не примкнувший ни к одному из них, как и сам автор этого рисунка Ульянов, оба в жизни искали собственный и неповторимый почерк, путь в искусстве.
Лидия Хайдукова, искусствовед
48.5x39.1 mm
Поступление:
1948, от Управления по делам искусств при СНК РСФСР