1871-1962
холст, масло, 54x97 см
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея
Справа внизу: И.Грабарь. 1901
Место бытование. Государственный музейный фонд, Нижнетагильский краеведческий музей.
Художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Ученик - лицея цесаревича Николая, Московского общества любителей художеств, студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Петербургской Академии художеств, после - повышение мастерства в Париже, Мюнхене. И это все – об одном большого масштаба человеке - Игоре Эммануиловиче Грабаре. В детстве, зная тягу мальчика к рисованию, близкие люди непременно дарили ему на праздники вместе с игрушками карандаши, краски, альбомы, а он «целыми днями рисовал, изводя пропасть бумаги». Однажды Игорь Грабарь даже выступил архитектором, под руководством которого был построен настоящий каменный дом, только небольшой размера – в рост самого архитектора. Сложившиеся обстоятельства не раз заставляли семью Грабаря менять место жительства – из Будапешта - города рождения И.Грабаря - в Карпаты в имение к деду по материнской линии, потом в Россию. Именно здесь у И. Грабаря зародилась, а потом и воплотилась мечта стать художником. К моменту поступления Академию художеств он уже - известный график, живописец, автор статей по искусству. Во время учебы в Академии Грабарь совершает первую большую поездку за границу, где в подлинниках знакомится с шедеврами живописи и архитектуры, повлиявших на сложение его эстетических воззрений. Среди других именно Э.Мане заворожил его своей вибрирующей живописью и вдохновил на создание собственного живописного языка. По окончании Академии Грабарь со своим другом Д.Н. Кардовским отправляется за границу «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства…»: сначала они посетили Париж, затем – Мюнхен, где обучались в знаменитой и лучшей в Европе школа А.Ашбе. Талантливый И.Грабарь из ученика очень скоро переходит в ранг ассистента, и это поменяло название школы, которая на два года стала школой Ашбе-Грабаря. Именно там Грабарь окончательно переосмыслил роль цвета в живописи, открыв для себя его неограниченные возможности. Возвращение домой после долгой поездки по Европе было для художника очень радостным – свою любовь к России И. Грабарь унаследовал от родителей, которые своим сыновьям даже имела дали в честь русских князей - Владимир и Игорь.
IV-я выставка картин «Мира искусства», состоявшаяся в 1902 году сначала в Санкт-Петербурге (март-апрель), а затем в Москве, принесла И.И. Грабарю не просто признание, но ошеломляющий успех и «признание главным образом среди художников». Он в одночасье стал известным. Его избирают членом общества «Мир искусства». Еще до открытия выставки два музея - Третьяковская и Музей Александра III, спорили о пополнении своей коллекции одним из девяти представленных к показу произведений Грабаря (полотно «Луч солнца»). Другие пейзажи, вызвавшие неподдельный интерес у публики, также покупались. В числе работ И.Грабаря, приобретенных с выставки, была и картина «Балюстрада», украсившая частное собрание фабриканта Ивана Абрамовича Морозова, известного среди коллекционеров своей тягой к произведениям французской и русской живописи конца XIX- начала XX веков.
Пейзаж «Балюстрада» был создан в сентябре 1901 году в подмосковной живописной старинной усадьбе Наро-Фоминское, принадлежавшем семье князей Щербатовых. Там Грабарь находился по приглашению С.А. Щербатова, так же живописца, коллекционера, к тому же и своего друга, с которым познакомился за границей в Мюнхене в школе Ашбе. В жизни И. Грабаря только что, в январе 1901 года возвратившегося в Россию, по признанию самого художника начинается «самый его творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу. В Подмосковье И.Грабарь много работает на воздухе. Уроки французского импрессионизма, ставшие полной победой принципа чувственной, зрительной достоверности, - внимание к свету и воздуху привели Грабаря к освоению этой системы, прежде всего, в жанре пейзажа. Живопись художника, чуждая постановочным эффектам, изыскивает в случайном и непринужденном подлинную ценность.
Кажется, что пейзаж «Балюстрада» написан легко, без усилий, на одном дыхании. Несмотря на фрагментарность – изображеныугол старинного двухэтажного усадебного дома, часть балкона-террасы, внизу парк с золотом листвы, композиция продумана. Она позволяет зрителю невольно в своем воображении раздвигать пределы полотна – влево, вправо, в глубину, и видимое начинает восприниматься как часть огромного мира, как неповторимое мгновение в бесконечном потоке жизни. Для Грабаря сама натура становится носителем гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию ее цветового образа. Одухотворенная плоть краски, свободный, фактурный мазок, сохраняя пластику форм, едва не осязаемо передает запах прелой листвы, пряный, словно дрожащий воздух, насыщенный увяданием. Вибрирующий осенний свет объединяет «авансцену» - часть дома, саму балюстраду, развертывающуюся активной диагональю вправо, и «даль» в живописно слитое целое. Человеческие чувства и ощущения художник сопрягает с состоянием осени. И очевидно, что живописная система импрессионизма синтезируется в творчестве И.Грабаря с лирическими чертами русской живописной традиции, идущими от Поленова и Левитана. Художник уходит в мир слияния человека с природой, в мир внутренней гармонии, которую он видит в прежней усадебной жизни просвещенных людей.
Лариса Смирных, искусствовед
54x97 mm
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея