1844-1905
холст, масло, 104.5x67 см
Поступление:
1969, из Нижнетагильского краеведческого музея
Внизу слева: К. Савицкiй. Пенза. 1904 На обороте: Дмитрiй Вас. Даниловъ Местобытование. Коллекция И.Е. Цветкова, Москва; Нижнетагильский краеведческий музей
Константин Аполлонович Савицкий справедливо считается «типичным представителем передвижничества, замечательным мастером жанровой живописи». Живописец оказался в центре важного культурного события конца XIX века - возникновения Товарищества передвижных художественных выставок. и его судьба навсегда оказалась связанной с передвижничеством - Савицкий стал свидетелем и его триумфа, и его угасания. Как личность, К. Савицкий вдохновлял многих, так, именно он во время совместной поездки с Ильей Репиным по Волге подал идею написания знаменитых «Бурлаков на Волге», а в популярной картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» стал автором семьи медведей.
В Академии Художеств К. Савицкий подавал большие надежды – получил пять серебряных и Вторую золотую медали, и рассчитывал на получение Большой золотой медали, дававшей право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. В это время К. Савицкий живет крайне бедно, снимает квартиру на Васильевском острове вместе с П. Антокольским и И. Репиным, последний знакомит его с И. Крамским - так молодой художник оказался вовлечен в исторический «Бунт 14», и, хотя сам в нем не участвовал, горячо поддерживал молодых и смелых выпускников и разделял их идеи. В 1872 году Савицкий впервые участвует во Второй Передвижной выставке, за что был тут же показательно исключен из Академии Художеств без права восстановления. Но тогда удача сопутствовала молодому мастеру - с выставки им были проданы картины, да так, что два года он смог самостоятельно жить, работать и обучаться за границей. Возвратившись в Россию, он сотрудничает с иллюстрированными изданиями и создает многие свои программные работы, одновременно преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кризис идей передвижничества и вмешавшаяся судьба сыграли свою роль. В 1890 году в Париже был застрелен бывший пензенский губернатор, тайный советник – Н.Д. Селиверстов, личность незаурядная, мечтавший открыть в Пензе Рисовальную школу, на что завещал 300 тыс. рублей и свою коллекцию. Известный путешественник и распорядитель завещания П.П. Семенов-Тянь-Шанский предложил К. Савицкому стать директором Рисовальной школы.[1] Так, Савицкий в стремлении сделать что-то действительно важное и полезное для общества, оказывается в Пензе, где провел последние восемь лет своей жизни. Параллельно устройству Рисовальной школы он начинает работу по организации Художественной галереи.[2] В основу галереи легли богатые коллекции Н.Д. Селиверстова и пензенского губернатора А.А. Татищева, но особое значение в пополнении собрания галереи имела близкая дружба Савицкого с художниками, к которым он обращался с просьбой подарить в музей свои работы.
Жизнь русского крестьянства - главная и практически единственная тема творчества художника. Произведение «Ходок. На новые места» Савицкий создает в 1904 году, когда живет и работает в Пензе.. Считается, что художник, все еще пытаясь «работать по старинке» над «классическими» сюжетами из жизни крестьян, уже «не может сказать ничего нового». Но, именно «Ходок» стал чуть ли не лучшей работой мастера последних лет жизни.
Редкий факт - имя странника известно, благодаря авторской подписи на обороте картины, и зовут его Дмитрий Васильевич Данилов, с которым Савицкий познакомился еще в 1902 году. Нищий крестьянин-странник Данилов, собиравший пожертвования на построение храма, случайно забрел к художнику в его мастерскую при Рисовальной школе. В Данилове художника привлек его типичный крестьянский облик и так вдохновил его, что в этом же году он создаёт картину под названием «На построение храма», местонахождение которой неизвестно - возможно она, как и многие другие произведения, погибла при пожаре в его квартире, который случился после смерти мастера. В 1904 году живописец вновь обратился к этому образу и теперь изображает Данилова в роли крестьянина-ходока, - откликнувшись на изменения деревенской жизни – тогда многие крестьяне из-за безземелья, голода, вызванного кризисом сельского хозяйства, были вынуждены искать лучшей доли в чужих краях. Картина «Ходок. На новые места» была показана на XXXII Передвижной выставке в 1904 году, откуда скорее всего и была приобретена Иваном Евменьевичем Цветковым – известным московским меценатом и коллекционером живописи, основателем частной картинной галереи. Галерея Цветкова просуществовала до 1925 года как открытый для посетителей художественный музей, а затем была присоединена к Третьяковской галерее. Позднее более 300 картин были переданы в Государственный музейный фонд, откуда произведения распределялись в музеи страны. Так картина попала в Нижнетагильский краеведческий музей, а оттуда в 1969 году была передана в музей искусств и заняла свое место в постоянной экспозиции.
Создавая типичный образ крестьянина-ходока, художник внимательно прописывает детали одежды и облика крестьянина – темно-коричневый армяк, рубаху-косоворотку, традиционную валяную шапку в руках странника, заплечный вещевой мешок, жестяную расписную кружку на поясе, и березовый посох. Из-под рубахи выбился простой металлический крест. Есть и еще одна деталь, вносящая особый смысл – серебряная серьга. Традиционно в крестьянской среде серьга в правом ухе указывала на то, что ее носитель – последний из своего рода. Художник пишет своего героя на фоне грозового темного неба, внося тем в эмоциональный строй полотна напряженность и драматизм. Интересно лицо странника, внимательный, полный достоинства взгляд голубых глаз, надолго западающий в память. Есть в этом образе и сила характера, и житейская мудрость, и суровая вера в собственную, народную правду.
Ольга Лебедева, искусствовед
104.5x67 mm
Поступление:
1969, из Нижнетагильского краеведческого музея