Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Игошев

Владимир
Александрович

1921-2007


В праздничный день

1958-1960


холст, масло, 156x330 см
Поступление:

1961, передано из Министерства культуры РСФСР

художник

Художник

Владимир Алексеевич Игошев - художник известный, получивший в полной мере официальное признание и звания заслуженного, а затем и народного художника, лауреата Государственной премии России им. И. Е. Репина. Известность ему принесли в первую очередь картины, рассказывающие о жизни коренных народов Северного Урала с его суровым климатом и мужественными, открытыми людьми.

В. Игошев получил хорошее образование, окончив в Уфе театрально-художественное училище и хотел учиться дальше, но был призван в армию и служил до начала Великой Отечественной войны – воевал на Северо-Западном, Донском и Сталинградском фронтах до 1943 года, когда получил ранение и почти год лечился в госпиталях.  В 1944 году, еще не оправившись от болезни, Игошев поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. После института художник уехал в Свердловск, где преподавал в Уральском политехническом институте и числился при Свердловском отделении Союза художников. Переломным в жизни и творчестве художника стал 1954 год - первая поездка в Ханты-Мансийский автономный округ по заданию Союза художников для исполнения творческой работы.  Подобные творческие поездки в глубинку в то время не были редкостью - многие художники находили свою тему в отдаленных и, на свой лад, экзотичных районах СССР. Но для В. Игошева такая творческая командировка обернулась подлинной страстью на всю жизнь - более 40 лет каждый год выезжал мастер в Югру, подолгу жил в стойбищах и поселках, где писал покоривший его особый мир малочисленного народа манси[i].

В Югре ценят и любят творчество художника, в 2001 году в Ханты-Мансийске был открыт Дом-музей В.А. Игошева.        

 

 

 



[i] Ма́нси (манс. маньси; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят, на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 12 269 чел. (по переписи 2010).

произведение

Произведение «В праздничный день» было задумано еще во время первой поездки на Север в Суеватпауль. Сюжет был подсмотрен художником в жизни: девушки манси ради шутки прицепили нарты к машине «газику», и шофер прокатил их по селу. Эту веселую сцену и зарисовал В. Игошев, первое название композиции было «Эх, прокачу!». В этом же году художник начал активно работать над сюжетом, собирать типажи, сделал несколько эскизов карандашом. Он действительно загорелся идеей создать большую картину, так пишет сам художник: «Мне давно хотелось написать что-то значительное, хотелось обобщить полученные впечатления в большом тематическом полотне».

Но затем мастера отвлек другой сюжет «Песня старого манси» и к своей задумке он вернулся только в конце 1957 года. Для работы над этюдами в 1958 году В. Игошев вновь едет на Север. Художник всегда отдавал предпочтение портрету. И в сюжетной картине «В праздничный день» остался верен себе, создав практически групповой портрет. Без устали пишет В. Игошев своих героев, в каждом подготовительном этюде чувствуется искреннее теплое отношение автора к моделям, он стремится подметить и черты личности, и настроение, и портретное сходство. Манси называли художника – колдуном, шаманом, за способность открывать красоту мира, сохраняя ее на холсте.

Сам художник рисовал на себя шаржи, изображая в огромных валенках, ушанке до носа, с рюкзаком за плечами, картонами, холстами, палитрами подмышками - творческая работа в условиях севера не проста, краски замерзали, приходилось отогревать на огне, пешком, иногда другой возможности просто не было, проходил мастер километры из одного стойбища в другое в поисках моделей для своих картин. Такое честное отношение к делу заслужило уважение и самих манси, которые с удовольствием позировали художнику. Главным стремлением В. Игошева как художника было желание создать правдивую летопись необычного народа, пытающегося сохранить свою идентичность в условиях надвигающегося технического прогресса.

 

детали

Солнечный зимний день вторит веселому настроению картины, лишь сумрачное темное нависшее небо на горизонте напоминает, что действие происходит в суровых северных широтах. Художник совсем не желает показывать тяжелые трудовые будни малочисленного народа, ему по душе веселость нрава собравшейся молодежи, с удовольствием пишет он подробности национальных одежд девушек и парней манси, одетых в традиционные распашные шубы, манси закрывали верхний мех светлым сукном, оставляя внизу меховой подбой, шубы всегда украшали вышивки со сложными не повторяющимися узорами. Яркие красные, желтые, оранжевые головные платки девушек будто вторят общему веселью сцены. Здесь же, лежат на снегу, отдыхая от трудов и с интересом наблюдая за сценкой, постоянные спутники жизни северного народа – олени. Автор не особенно любил пейзаж, в его творчестве практически нет изображения природного мотива, но здесь мастеру удался дальний план – вид поселка, со строящимся домом, темнеющие леса и бескрайняя пустыня белого-белого, ослепительно-белого снега.  Задорный легкий «нрав» полотна, немного наивный, немного нарочитый, но такой искренне жизнеутверждающий, передается зрителю. В этом, кажется и кроется удача художника.

Ольга Лебедева, искусствовед

в других музеях