Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Неизвестный художник


Тарелка десертная с готическим орнаментом из банкетного сервиза

1825-1836


фарфор, глазурь, позолота, роспись надглазурная полихромная 22x3 см
Поступление:

1982, приобретена  музеем у жительницы Нижнего Тагила В.Г. Кулебякиной

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, Санкт-Петербург, Россия

На дне марка синяя надглазурная: «Н» с цифрой I под царской короной

 

 

художник

1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны получил высочайший приказ - найти иностранного мастера способного организовать в Санкт-Петербурге производство фарфора. Однако мастер, кому оказалось бы под силу создать фабрику с нуля, не был найден. И тогда камергер принимает решение доверить производство сподвижнику М. Ломоносова русскому химику Дмитрию Виноградову, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы и с самого начала приставленного для обучения у иностранных мастеров. Так была открыта «Порцелиновая мануфактура», а в 1765 году Императорский фарфоровый завод.  Д.И. Виноградов открыл секрет высококачественной фарфоровой массы и разработал технологию изготовления русского фарфора, который не уступал саксонскому, а по составу массы приближался к китайскому! Впрочем, русский фарфор был ориентирован на европейскую моду - создавался по немецким и французским образцам. Продукция Императорского фарфорового завода предназначалась для высокопоставленных персон - лично для императоров и знати, а также в качестве дипломатических подарков. 

 

 

произведение

В 1820-1830-х годах Императорский фарфоровый завод начал производить фарфор утонченных готических форм с росписью на манер роз средневековых витражей. Новая мания - мода на готический стиль появилась в женском костюме еще в 1810-е годы, а в период правления императора Николая I достигла своего апогея.  В этом можно увидеть и  разочарование рационализмом классицизма, и крайне популярные романы Вальтера Скотта…

Подарки на Рождество подносились императорской семьей друг другу и ближайшей свите в сочельник возле «большой елки» в Зимнем дворце, а потом все шли в большой зал, где стоял длинный стол, уставленный новенькими фарфоровыми изделиями – традиция, которую ввел Павел I, отец правящего императора. В 1833 году царственная чета отлично знала, какой подарок она получит! Еще в начале весны 1832 года они сами выбрали из предложенных рисунков банкетный сервиз для Зимнего дворца, и Гофмаршальская часть заказала его на Императорском фарфоровом заводе. Это был роскошный сервиз – сплошь орнаментальный, богатый по цвету, с обилием натурального золота, сложным прихотливым рисунком, напоминающим средневековые готические витражные розы.  Неоготическая роспись, столь  характерная для стиля историзма[i] 1830-х годов, была нанесена на форму «Александрия».  Возможно, что в выборе сказались пристрастия Александры Фёдоровны – урожденной немецкой принцессы Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, так любящей свою Германию. Глядя на сервиз, декорированный в неоготическом стиле, она могла вспоминать родные места…

Появление Готического сервиза не было случайным – в 1826-1929-х годах в Петергофе для уединения царской семьи был построен Дворец Коттедж – слово коттедж переводиться как «сельский домик», «дача», выполненный в стиле неоготики по проекту архитектора А.А. Менеласа. Для домика был изготовлен в 1829 году и новый сервиз, получивший название «Собственный» - белый, изысканный, с небольшим декором. К которому в 1831 году были добавлены тарелки для десерта – закрытые сплошным готическим декором, который необычайно понравился. И спустя год поступил заказ на новый сервиз на 150 персон, ставший знаменитым. Он был настолько востребован, что использовался вплоть до начала ХХ века для парадных приемов и разросся до 200 предметов. Разбитые предметы дополнялись еще в 1850-х годах.

На дне изделия надглазурное клеймо - вензель правящего императора Николая I: писанная от руки синяя буква «Н», увенчанная императорской короной, с римской цифрой «I» . Отметим, что данное клеймо ставилось только в 1826 - 1836 годах.

 

  


[i]   Историзм – стиль 1830-х гг., опирающийся на воссоздание прошедших исторических стилей, исторических стилизаций.

 

детали

Небольшая десертная тарелка – своего рода маленький шедевр. Можно бесконечно долго вглядываться в прихотливую игру орнамента – розетки на зеркале тарелки, образующей стилизованный цветок, витиеватый готический бордюр по борту... Украшение золотом, сочная бордово-бирюзовая гамма богатого по рисунку орнамента, с использованием синего, красного и черного цветов в контурах,  создает необычный контраст. Торжественно, приподнято, изысканно!

Ксения Чиркова, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

 

в других музеях