1809 - после 1880
холст, масло, 56x71 см
Поступление:
1945, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР
Сведений о жизни Евгения Александровича Плюшара крайне мало, однако он считался одним из модных в России портретистов второй трети XIX века. Евгений Плюшар родился в 1809 году в Санк-Петербурге в семье директора сенатской типографии. Благодаря положению своей семьи он был вхож «в общество», круг его знакомых складывался через отца и известного книгоиздателя брата Адольфа Плюшара. Евгений Александрович предлагал свои услуги портретиста широкому кругу знакомых. Продолжил образование в Европе, занимался живописью в Италии и Франции, учился в Академии Художеств в Мюнхене, в 1832 году возвратился в Россию. Его безупречное по исполнению портретное мастерство «царило» на выставках Академии художеств, отклики прессы многочисленны и благодушны: «Здесь решительно царствует молодой Плюшар… Его люди все живы и говорят. Они изменяются в лицах, мигают и делают свои привычные гримасы при виде своих знакомцев; они шевелятся в рамах и, если бы не были привязаны сзади веревками, разошлись бы своим домам». В своих произведениях Плюшар воплощал принцип искусства, рассчитанный на обывательское понимание. В 1836 году приходит профессиональный успех - Е.А.Плюшар признан «назначенным» в академики, а в удостоен звания академика портретной живописи. Но уже в 1840-х годах его слава начинает меркнуть – талант и мастерство Карла Брюллова затмили художественное ремесло Плюшара. Он переезжает в Москву, преподает, и почти перестает творчески работать и не участвует в выставках. Возвратясь в Петербург в 1843 голу, участвует в росписях знаменитого Исаакиевского собора и в середине 1850-х открыл фотографических ателье. После 1862 года он покинул Россию и проживал в Дрездене и Берлине. Однако известным художником в Германии он не стал.
Произведение «Спящая женщина» написано Е. Плюшаром в середине 1840-х годов, когда еще живы принципы бидермейера – стиля в искусстве первой половины XIX века. Зрителю хотелось видеть в картине иллюзии реальных предметов, понятный для него мир, поэтизированную повседневность, в которой он чувствовал себя самодостаточным, в котором не нужно утруждать себя мыслями и чувствами. «Спящая итальянка» именно из того ряда произведений, которые рассчитаны на зрительский успех. В работе художник выступает своего рода посредником между искусством и обыденностью, чутко реагируя на эстетические желания потребителя. Мотив был покупаем, и Плюшар со всей тщательностью его повторял – известны еще два идентичных произведения хранящиеся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске.
Мастерство исполнения, глубина пространства и способ построения объема лица и тела, передача богатой игры рефлексов, падающих от драпировок, выдают уровень академического мастерства. Художник предлагает любоваться образом - правильными чертами лица, погруженного в идеальный сон, точеные руки, черный шелк волос, нежную кожу. А рядом – упругие складки ткани и реалистично написанные подушки. Так Плюшар передает ощущение «бытового рая», такого близкого, почти досягаемого.
Надежда Гундырева, художник-дизайнер
56x71 mm
Поступление:
1945, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР