1881-1963
холст, масло, 101x80.2 см
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
Александр Михайлович Герасимов - художник-реалист советской эпохи, четырежды награжден премией Сталина, первый президентом Академии Художеств СССР. Художественное образование А.М. Герасимов получил в Московском училище живописи ваяния и зодчества в 1903-1915 гг., где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок и сочный колорит. А. Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи. Среди его портретов со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии, а крупноформатные жанровые холсты становятся образцами официального стиля советской живописи. Более двух с половиной тысяч произведений Герасимова хранятся сегодня в музеях. Многое из того, что создано художником стало классикой изобразительного искусства советского периода.
В начале Великой Отечественной войны Александр Герасимов ненадолго эвакуировался на юг страны, но летом 1942 года вернулся в Москву и начал работать над портретами героев и участников войны - одним из них стал «Портрет героя Советского Союза М. Щербаченко».
В мае 1944 года Мария Щербаченко - санинструктор роты стрелкового полка Воронежского фронта - была приглашена в Москву для участия в антифашистском митинге. Именно тогда по заказу Центрального комитета комсомола художником и был написан ее портрет. На портрете кисти А. Герасимова Мария Щербаченко изображена с Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина, которые ей только что были вручены в Кремле. С июня 1943 года после освобождения Украины она санитаркой пошла на фронт, участвовала в форсировании Днепра, одна из первых оказалась на правом берегу. В одном из боев за 10 дней вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь 112-и раненым бойцам. Тех, кто был тяжело ранен, сама лично переправляла через реку до ближайшего медпункта. Мария Щербаченко была поистине исключительной личностью! В 1973 году ей была вручена медаль Международного комитета Красного Креста имени Флоренс Найтингейл за милосердие, отвагу и бесстрашие, проявленные при спасении тяжелораненых на поле боя.
Встречи с фронтовиками-героями, среди которых была и Маруся Щербаченко, как ее звали солдаты, побудили написать А. Герасимова в самом конце войны строки: «…Какие же, в сущности, совсем обыкновенные люди становятся героями».
Воля и мужественность, цельность и собранность, и в то же время глубокое женское начало - очевидные черты облика героини. Внешнее сходство - несомненно. Решительными пастозными мазками художник передает красивое лицо, естественную свободную позу, уделяя особое внимание «портрету» рук с длинными выразительными пальцами. Сближенный зелено-серый колорит полотна словно передает суровую атмосферу войны, а боевые награды на гимнастерке вносят в портрет героическую ноту, обостряющую несовместимость понятий - «женщина» и «война».
Екатерина Шефер, филолог
101x80.2 mm
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР