1878-1950
бумага, гуашь, итальянский карандаш, 29.5x22 см
Поступление:
1948, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР
Слева внизу: БВладимирский 1936
На обороте: Тов Крупская Зарисовка ит. Карандаш 1936
Несмотря на то, что живописец и график Борис Владимирский считается одним из виднейших представителей социалистического реализма - его имя не слишком известно. Получив хорошее образование в Киевском художественном училище, а затем в Мюнхенской Академии художеств, которую окончил в 1908 году, Владимирский стал живописцем-сюжетником. Ранние живописные работы автора это, по-сути, «рассказы» о народной жизни родной Украиной. Решительно отрицая искусство авангарда, после революции он стал одним из создателей Ассоциации художников Революционной России (АХРР) – организации, боровшейся за установление и развитие социалистического общества способами искусства. Сам художник объявлял целью своего творчества «реально-импрессионистическое изображение жизни быта рабочих и крестьян» - методом импрессионизма он овладел, учась у И.Э. Грабаря и А.Ашбе, однако, к 1930-м годам его живопись стала сухой. Официально признанный художник Владимирский писал портреты государственных деятелей и наивные картины о быте советских людей. В связи с интересом к социалистическому реализму в 1990-х года работы Б. Владимирского были представлены на аукционах «Сотбис» в Лондоне в 1996, 1998, 1999 годах и «Доротеум» в Вене, 1999.
В 1936 году Борис Владимирский, часто присутствующий на мероприятиях государственной значимости как художник газеты «Правда», сидел справа от трибуны, довольно близко, и делал быстрые зарисовки. Владимирскому в это время уже 58 лет, он официально признанный властью художник, успешный, уверенный в правильности метода своего искусства. Слово предоставили Надежде Константиновне Крупской, соратнице и жене В.И. Ленина. Ей скоро 70, одолевают тяжелые болезни, Сталин грозиться объявить женой вождя революции другую женщину, защиты никакой… Но это не запуганная женщина – это революционер со стажем и человек с железной волей, и умела противостоять обстоятельствам. В конце 1930-х годов она продолжала быть опасной для И. Сталина, ходатайствуя за репрессированных, протестовала против гонений на детей «врагов народа», пыталась заступиться за Бухарина, Троцкого, Зиновьева, Каменева. Обладая колоссальной работоспособностью Крупская только в 1934 году провела 90 выступлений и присутствовала на 178 заседаниях, не говоря о том, что написала 90 статей и ответила на 2525 писем. В 1936 году она стала первым в СССР доктором педагогических наук. Ярый поборник всяких «измов» в искусстве, Владимирский в зарисовке сумел рассказать о самой нелегкой жизни Крупской в это время, о горьких потерях и несломленной воле. Спустя три года она будет готовить речь против Сталина на XVIII съезде партии… но не успеет ее произнести.
Трудно сказать, на каком из этих заседаний художник сделал быструю зарисовку, но скорее всего это было Всесоюзное совещание жён хозяйственников и инженерно-технических работников 11 мая или сессия ВЦИК 2 февраля 1936 года – многоярусная помпезная люстра на дальнем плане, схематично набросанная художником свидетельствует об этом. Точная передача портретного сходства и достоверность – главная задача художника, предстающая как «свидетельство очевидца». Художник сидел где-то близко от трибуны, чуть сзади. Автор не скрывает возраста модели, не льстит. Ему важнее схватить и передать неспешность движений, замедленную речь, общую тяжесть состояния уже далеко не молодого и очень больного человека. Несколько уверенных линий формируют основу изображения, завершенного штриховкой большей или меньшей напряженности. В рисунке нет никакого шика, но есть скромность – «союзник хорошего рисования», как учил А. Ашбе, а значит - правда и искренность.
Елена Ильина, искусствовед
29.5x22 mm
Поступление:
1948, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР