1925 г.р.
масло, оргалит, 160x110 см
Поступление:
1995, приобретено Министерством культуры РСФСР по заявке музея
Слева внизу: Skul
На подрамнике: DCulme 1985 Valentins Skulme Ricaide III lo...a
Джемма Скулме - известный прибалтийский художник, принадлежит к династии живописцев Скулме. Старшее поколение представляют ныне покойные художник и сценограф Отто Скулме (отец Джеммы), скульптоp Маpта Лиепиня-Скулме (мать Джеммы) и ее брат, художник Юргис Скулме, среднее - сама Джемма и ее супруг художник Оярс Аболс, младшее - их дети Юрис Димитерс и Марта Скулме.Окончила отделение живописи Латвийской академии художеств, аспирантуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина (кандидат искусствоведения). Многие годы возглавляла Союз художников Латвии. Джемма Скулме — народный художник Латвийской ССР, почетный член Латвийской академии наук, почетный доктор Латвийской академии художеств, кавалер ордена Трех звезд.
Изображая своего двоюродного брата, знаменитого актера Валентинаса Скулме в роли английского короля Ричарда III, художница подчеркивает противоречивость образа. Масштабность, значительность личности короля в мировой истории отражено в преувеличенно большой фигуре актера, занимающей всю высоту полотна, и расположенной фронтально к зрителю, в его «квадратно-фундаментальной» внешней незыблемости, созданной костюмом. Но неожиданно проступает скрытая неуверенность, которая чувствуется и во взгляде, и в нерешительно сложенных на груди руках, и в неуклюже поставленных ногах. Это характеризует тот исторический образ, который воплотил В.Скулме на сцене. Он сыграл сложную роль Ричарда III - тщеславного человека, взошедшего на трон убрав всех наследников, но в результате усомнившийся в правильности своего пути. Картина обретает внутреннее напряжение и динамику благодаря разнообразию фактурных эффектов и темпераментному пастозному мазку.
Фон, выбранный художницей, представляет сложное смешение «суровых» по цвету плоскостей, в которых можно уловить и некий намек на горный пейзаж с темным грозовым небом, и на нагромождение на первом плане декорационных построек, создающих ощущение неустойчивости, «лживости», суеты мира. Темная красочная гамма с включением редких более светлых пятен, и свободная, пастозная манера письма, создающая ощущение пульсирующей, «живой» поверхности, призваны передать дух сурового английского средневековья, мрачность и противоречивость шекспировских пьес.
Дарья Гудкова, искусствовед
160x110 mm
Поступление:
1995, приобретено Министерством культуры РСФСР по заявке музея