1932-1974
холст, масло, 161.5x214.5 см
Поступление:
1996, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея
Справа внизу: В.Попков 1963г
На обороте слева вверху: В.Попков «Засуха» 1963 год
«Широко раскрытыми глазами он пристально вглядывался в окружающую его жизнь, мгновенно загорался, обнаружив в ней новое, и, захваченный найденным, уже видел будущую картину, которую писал сразу, скорей, лишь бы было сильно и выразительно». Так, по высказыванию известного графика и иллюстратора Е.Кибрика, мыслился Виктору Попкову - одному из самых «тонких и смелых» художников второй половины XX века, момент перехода природного, бытового в живописный образ, в картину на холсте. Попков, желающий познать действительность, много ездил по стране. Маршруты его поездок начались с Сибири - Иркутской ГЭС, Братска, с целины, где он бывал неоднократно. В искусстве того времени рабочий человек порой излишне возвеличивался и романтизировался. Попков сумел перевести тему рабочего класса - в план земной реальности. Поиски стиля времени, своего собственного стиля приводили Попкова к постоянным переменам художественной манеры. В ранних работах, среди которых и полотно «Засуха», он вырабатывает свою манеру – лаконичную, близкую к плакату. Его короткий декоративный период был исчерпан к 1966 году.
Отзывчивость Виктора Попкова, обращенного к правде жизни, оказалась исходным началом в творчестве. Стремясь лично пережить трудности героев-целинников, Попков оказался на целине. Так появилась картина «Засуха». Самая сцена, поданная художником в смелом решении, кажется непривычной. При этом живописец ищет не только факт, но и адекватную форму, в какую следует облечь свое высказывание, свое субъективное переживание. Попков хочет выразить тему упрощенным цветовым решением, контрастным созвучием цветов, уходом от реалистичности в подаче формы. Зной в картине «Засуха» превратил землю, обозначенную серо-лиловым фоном, в замкнутое, давящее пространство, а краски в одеждах целинников и предметах: красные, желтые, коричневые, охристые, белые - ослепительно разжег. Пейзаж в виде выжженной земли не просто сопровождает «действие», но диктует эмоциональный строй произведения. Людские связи обнаруживаются в структуре полотна. Сами персонажи безлики. Это означает, что художнику более важен типаж, нежели индивидуальное, не исключительность каждого, но причастность друг к другу, к ситуации бездействия, невозможности в данный момент, что бы то ни было предпринять. Внутри этого общего плана бытия скрыта напряженная атмосфера ожидания. Живопись Попкова в картине «Засуха» активна, сильна, эмоциональна. Художник находит неожиданный ракурс, оригинальные композиционные и живописные ходы, заставляющие остановиться и вглядеться. Отсутствие конкретной событийности делает произведение почти бессюжетным. Точка зрения сверху, как бы с высоты, определила плоскостную, центрическую композицию. На грубо сколоченных скамьях, расположенных друг против друга - семь сидящих целинников. Фигуры бесплотны, но активны. Форма обострена. Очертания силуэтов грубы, угловаты. Точно схвачены жесты, манера молчать и говорить. Обыденность обстановки не только не снижает высказывания о самоотверженности человека труда, но усиливает эффект: чем реальнее, грубее поданы детали, тем откровенные становится их скрытый смысл.
Лариса Смирных, искусствовед
161.5x214.5 mm
Поступление:
1996, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея