Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Петровичев

Петр
Иванович

1874-1947


Вид на город Владимир

1918


масло, картон, 15x30 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея

художник

«Смотрите, как надо писать, как это просто, непосредственно – это сама природа. Вот что нужно в живописи!» - так И.И.Левитан, отзывался о работах своего любимого ученика Петра Петровичева. Но Первые годы учебы Петровичева в училище, куда его из Ростова Ярославского привело страстное желание заниматься живописью, были не очень удачными - за плохую успеваемость ему даже грозили исключением. Он, сын крестьянина, полюбил рисовать с детства. Как впоследствии вспоминал сам Петровичев, что «даже во время написания диктанта в сельской школе я между строками какую-нибудь рожу нарисую». Судьбоносной для него стала встреча с художником В. Верещагиным¸ который не просто посоветовал ему учиться, но способствовал его поступлению Петровичева в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Встреча Петровичева со своим истинным учителем произошла в 1898 году, когда Левитан возглавил в училище класс пейзажной живописи. Правда учеба в мастерской Левитана, была непродолжительной - всего два года. Левитан пристально наблюдал за Петровичевым… Интересовался как тот живет, помогал ему с покупкой хороших красок, увидев, что Петровичев из-за нехватки денег пишет малярными, волновался за успехи на московских и петербургских выставках … Когда Левитан начал обучать Петровичева, то тот, находясь под влиянием французской выставки, писал больше фиолетовыми и лиловыми красками. По этому поводу учитель заметил: «Вы знаете, мы с вами русские художники, давайте писать по-русски». И начал учить его по-настоящему писать. А уже через три месяца показывал работы Петровичева как пример. От своего учителя и духовного наставника Петровичев воспринял главное – искреннюю и глубокую любовь в единственный источник вдохновения – живую природу. Совместные поездки на этюды воспитывали вкус, способствовали повышению мастерства. 

Имя Петра Ивановича Петровичева - одного из талантливых русских пейзажистов - никогда не было окружено ореолом славы, но трудно себе представить развитие отечественного пейзажа конца XIX-начала XX века  без творчества этого художника. Случайная, но судьбоносная встреча с В.В. Верещагиным  навсегда определила его дальнейший путь в живописи.  Именно при активном содействии  знаменитого художника Петровичева приняли в Училище живописи, ваяния и зодчества. Уроженец Ярославской губернии, художник на протяжении всей жизни много путешествовал по стране и каждый раз, возвращаясь  домой, всегда привозил много этюдов и уже завершенных пейзажей. Неизменно любимой  и близкой его сердцу была природа средней полосы России. Ученик, А.М.Васнецова и И.И.Левитана, часто ставившего  его в пример другим начинающим художникам, Петровичев воспевал в своих картинах поэтическую красоту родной природы и древнерусской архитектуры. Петровичев не только оставил большое наследие как живописец, он был вдумчивым, очень тактичным педагогом, пользовался среди своих  учеников особым уважением.

 

произведение

Видописная картина небольшого формата - скорее этюд.О творческом методе Петровичева так вспоминает его дочь: «Отец писал картины годами, и все маленькие этюды, которые он писал, можно назвать картинами».[1] Действительно, от Петровичева потребовалось особое мастерство, чтобы в столь малом формате изобразить вид на прекрасный старинный город Владимир. Художника, которому  древние памятники зодчества были знакомы с детства, на протяжении всего творческого пути увлекала русская старина: «Каждый год я посещал древние русские города: Ростов, Ярославль,  Кострому, Нижний Новгород, Новгород Великий, Владимир и др., писал там этюды. Эти этюды служили материалом для картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал много лет до и после революции»[2]Картина, написанная в годы Гражданской войны, когда разрушались храмы и попирались святыни, удивительным образом передает торжественную красоту и величие старинного города, которыми любуется художник. Именно этому в свое время научил Петровичева И.И. Левитан: «Картина – это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место»[3]Темперамент художника здесь очевиден: это и вдохновение стариной, и любовь к своему делу и определенная смелость писать то, что не отвечает  интересам  политической верхушки,  но то, что велит писать сердце.

 

детали

Горизонтальный вытянутый формат холста избран автором не случайно – это возможность  подчеркнуть широту зеленого  простора, плавно переходящего в  полосу холодного голубого неба. Колорит картины, насыщенный  яркой цветовой гаммой зеленых и синих красок передает праздничное настроение и радостное звучание пейзажа. Мелкими плотными мазками заполняется пространство  небольшой картины, придавая манере письма художника своеобразную  мозаичность, которая очень органично передает содержание картины, ее наполненность светом и воздухом. Полотно  проникнуто теплым чувством, в нем ощущается трепетное отношение художника к натуре.

Екатерина Шефер, филолог

в других музеях