1928-2010
холст, масло, 150x199 см
Поступление:
1990, от Министерства культуры РСФСР
Справа внизу: МНикон 82
На обороте: М.Ф. Никонов «Дни нашей жизни» 1982
Михаил Никонов, стоя у истоков «сурового стиля», не вписался в обойму имен ведущих художников, но затем оказался одним из самых значительных мастеров, рассказывающих о своём времени прямо и без лукавства.
В 1953 году М. Никонов окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова и практически сразу отойдя от академической школы, начинает искать свой путь, опираясь на творческое наследие художников русского авангарда начала ХХ века, с их трансформацией форм и экспрессией цвета. М. Никонов вместе с художниками-единомышленниками (практически все они впоследствии станут знамениты) образует «Группу девяти», но уже после двух совместных выставок он уходит из «Группы» и работает самостоятельно, и может даже замкнуто и в основном что называется «для себя» не гоняясь за званиями и наградами. Уже тогда в 1960-х годах художник нашел свой особый выразительный язык, для которого характерны: ритмические плоскостные композиции, многофигурность, широкая пастозная манера письма, темная с яркими всполохами палитра. Все это в полной мере относится к картине из коллекции нижнетагильского музея – «Дни нашей жизни», выполненная уже в 1982 году она стала лучшим произведением позднего творчества мастера.
Для М. Никонова самой важной темой творчества была современность… А что? Ведь это – самое интересное! Понять и осознать, что де твориться вокруг? Как же так – ведь ты пришел в жизнь сделать что-то значительное! А дни за днями летят… летят… и в суматохе быта, кружащихся дней так часто трудно бывает отобрать – что же главное? Что дало тебе прошлое, где оно – это будущее? Ведь ты живешь сейчас… А на дворе Восьмидесятые… Время перемен… И в магазинах пусто, и в сердце надлом… Надо быть истинно мужественным художником, чтобы просто честно говорить о том, что ты думаешь… Особенно тогда, когда все молчат.
Картина «Дни нашей жизни» стала своеобразным итогом всех размышлений мастера над судьбами и характерами своего времени. Много рисунков и этюдов предшествовали написанию большого полотна. Художник выбирает вытянутый по горизонтали формат, где развертывает повествование: большая галерея героев, фактов частной жизни, кажется, не связанных между собой историй, интерпретируемых художником как типические образы целой эпохи. Ломанные линии деформированных фигур, экспрессивная в целом живопись передает ощущение времени сложного, депрессивного и губительного для личности.
Фигуры, пейзажи мелькают, едва не сбивая друг друга… один за другим проходят дни нашей жизни…. Все сплелось – прошлое, настоящее… Классическая русская белокаменная церковь, а рядом безликая серая многоэтажка… бесконечные очереди за чем-нибудь дефицитным или просто насущным… и страшно спокойная фигура матери с ребенком в центре…. бредущий пьяной походкой парень с гармонью и бегущая куда-то пара молодых людей, внимательно смотрящая прямо на зрителя, ясно читаемая фигура милиционера…. и еще множество других занятых своей жизнью бесприютных персонажей…. Восьмидесятые… Время перемен… Своя современность со всеми парадоксами, нехитрыми делами и непростыми коллизиями жизни…
Ольга Лебедева, искусстввоед
150x199 mm
Поступление:
1990, от Министерства культуры РСФСР