1917-2013
холст, масло, 104x60 см
Поступление:
1978, от Министерства культуры РСФСР
Внизу: Ю.Кугач Кугач 70
Юрий Петрович Кугач «силен в жанровых деревенских вещах, которые, как только появились, вошли в классику нашей советской живописи» - отмечал космонавт и художник Алексей Леонов. С этим не поспоришь. Удивительно, откуда у горожанина Кугача такой интерес к жизни села! Биография его типична для многих советских художников. Родился 21 марта 1917 года в родном городе матери – Суздале, в год революционных потрясений и тяжелых испытаний для России. Рано потеряв мать, несколько лет до школы Юра провел у родственников в деревне, отсюда идет его интерес к крестьянскому труду. Перед школой отец забрал его в Ленинград и был удивлен тем, как мальчик много и увлеченно рисует. После школы поступил в Московский изотехникум памяти 1905 года, затем учеба в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, преподавание. Первые большие его работы после окончания института– это обращение к русской истории, к производственной теме. Только после 30 лет нашел живописец свою стезю. Попав в начале 1950-х годов в Дом творчества «Академическая дача» близ Вышнего Волочка, художник влюбился в эти места и не смог их покинуть. Чем-то привлекали всегда живописцев эти равнины, родные всем леса, озера, реки. Недалеко отсюда рисовал с натуры крестьян Венецианов, приезжали на этюды Репин и Левитан, подолгу жили братья Ткачевы и многие другие художники. Срубил художник дом-мастерскую в деревне Малый Городок и прожил там более 50 лет. «Дом Кугачей, отличавшийся русским хлебосольством, привлекал многих художников, прибывших издалека. Они находили здесь тепло и уют [i]». Там же завещал себя похоронить, в сельском поселении со знаковым названием Солнечное.
[i] Братья Ткачевы. 50 лет на Академической даче. Москва, 2004. С. 28.
Много раз Юрий Кугач рисовал своих соседей-односельчан, они служили ему моделями для его жанровых полотен. Он любил возвращаться к изображению хорошо знакомых ему людей несколько раз, иногда спустя годы. Эту женщину можно увидеть на подготовительных рисунках 1957 года к картине «В приемной у Калинина» и 1959 года к картине «Летом 1941». В окончательным варианте картин персонаж стал более обобщенным, прямое сходство исчезло. Но чем–то приглянулась эта старушка Кугачу. Может быть, у этой бабушки снимал художник избу в деревне, пока не построил свой дом? Несколько лет спустя художник вновь обращается к ее образу и пишет станковый портрет. Ласково, по родному называет художник свою героиню - «Анюта» - так обычно обращаются к девочке, но эта бабушка сохранила до старости доброту к людям и детский взгляд на мир.
В светлом платочке с неяркими голубым рисунком, самодельной кофте сидит пожилая женщина. Она принарядилась для позирования, но портрет не назовешь «парадным». Темно-синию, в продольную полоску, кофту не назовешь модной, носили ее годами, одевая только на «выход». В подобном платке и сейчас, в 21 веке увидишь деревенскую старушку. Бабушка Анюта не смотрит на художника, вся погружена в собственные думы. Хорошо, что нашлась минутка для отдыха. Натруженные руки с узловатыми пальцами и набухшими венами тяжело лежат на коленях. На темном фоне светом выделены только лицо и руки, что напоминает икону (это называется «личное письмо»), когда окладом закрыто все, кроме лица и кистей рук, «ведущие рассказ» о нелегкой жизни крестьянки.
Ирина Буторина, библиотекарь
104x60 mm
Поступление:
1978, от Министерства культуры РСФСР