1946 г.р.
холст, масло, акрил, 139.5x120 см
Поступление:
1990, приобретено у автора В.Г. Калинина, Москва
На обороте: Калинин В.Г. 1946 г. «Декабрь» 1989
Нашего современника художника Виктора Калинина называют ярким явлением не только российского, но и мирового искусства. Язык его произведений непростой и не всегда понятный зрителю, но заинтересованных всегда призывающий к со-творчеству. Образы, созданные воображением художника, «растут» из детства.
Виктор Калинин был двенадцатым ребёнком в семье алтайских старообрядцев. Из детства шло осознание высокого значения понятий семья, земля, дом, рождающих в душе огромное количество ассоциаций. Уклад семьи, домовые моления - все это глубоко вошло в сердце будущего художника, на всю жизнь запомнившего миниатюры из церковных книг расстрелянного партизанами в 1920 году деда-протоиерея. Тогда в детстве неумеющий читать Виктор «…часто любовался миниатюрами из псалтыри…». И уже в зрелом возрасте он говорил, что «…русское Средневековье – эта высшая точка развития нашего искусства - естественно вошли в мое сознание, как что-то до боли знакомое и родное…». Нет сомнения и в том, что В. Калинин в образном строе своих произведений использует поэтику и стилистику работ гениального М. Врубеля, с которым его роднит космогонизм мышления. В произведениях Калинина нет бытовизма, и даже образы, пришедшие из реальности, перевоплощаются мастером в явление, в носителей сущностных для человека понятий и размышлений о мире земном и божественном, о запредельных космических силах … Его искусство как точка отсчета, как путеводная нить в постижении нравственных и духовных истин. Калинин «художник пришествия. Это пришествие неба на землю» - точнее, чем сказал о живописце поэт и искусствовед Виктор Липатов не скажешь.
В искусстве В.Калинина, стремящегося в каждом природном состоянии увидеть проявление космических сил, часты мотивы времен года, воплощение которых побуждает к размышлению о небесных светилах, о дне и ночи, утре и вечере, о предопределенности свыше всего сущего.
Свойственные мышлению художника мифологичность и мистичность - стали основой для создания сюжета картины «Декабрь». Перед нами происходит таинство - рождение внеземной сущности, высказанное в изобразительной речи художника торжественно-высоким слогом. Изображение декабря уподоблено человеческой фигуре, несущей символическое значение.
Особый масштаб мысли Калинина подсказал ему воплощение образа в большой, имеющей некую недосказанность очертаний форме, порождающей в картине вместе с живой, движущейся энергией особую мощь. Отсутствующая иллюзорность пространства перевоплотилась в мозаично-кристаллические серо-бело-охристые массы разных оттенков. Суровость и монохромность цветового решения усилена напряженными вспышками ярко-синего, словно создающего прорыв в бездны космические. Суть образа - непреклонность, неумолимость высших сил, которые мы принимаем как данность.
Фигура Декабря словно прорастает из мятущегося космического пространства, залитого ровным мистическим светом. Шагающий справа налево твердой поступью месяц - входит в права распорядителя на земле. Назначенный свыше, указуя своим грозным перстом, он предопределяет во многих смыслах состояние своего времени. Разве не об этом свидетельствует золотящийся полу-нимб, которым наградил его художник…
Лариса Смирных, искусствовед
139.5x120 mm
Поступление:
1990, приобретено у автора В.Г. Калинина, Москва