1869-1938
холст, масло, 78x107 см
Поступление:
1959, из Нижнетагильского краеведческого музея
Внизу слева: С.Виноградов 96 г.
Достаточно популярный в свое время живописец-реалист Сергей Арсеньевич Виноградов, один из создателей Союза русских художников, сегодня малоизвестен широкому зрителю. Осваивать профессиональные навыки художника он начал Московском училище живописи, ваяния и зодчества, закончив его в 1889 году со званием классного художника. Следующим этапом образования стала Императорская Академия художеств. В конце 1880-х - начале 1890-х годов он служил преподавателем в Училище изящных искусств. В 1898-1913 годах преподавал в Строгановском училище. На выставках зрители видели его полотна с незатейливыми сюжетами, которые по критическим замечаниям передвижников отличало всякое отсутствие в них «социальной направленности». Но большое желание Виноградова вступить в Товарищество передвижных художественных выставок заставило его следовать основным принципам передвижничества – народности, правдивости, доступности искусства. И все же его произведения не отличались сложным социальным подтекстом, а чаще носили повествовательный характер. Живописец любил изображать будничную жизнь крестьян России и Украины. Большое внимание он уделял работе на пленэре, познав достоинство оживляющей изображение пленэрной живописи и уже не оставлял найденных приемов, а постепенно развивал их: «Хочу писать картину прямо в холст», - делился он своими мыслями с другом – художником Хрусловым.
В 1900 году на XXVIII Передвижной выставке Виноградов представил четыре произведения, в числе которых была картина, зафиксированная в каталоге под названием «По жнивью». Как было установлено позже именно она, кем-то и когда-то переименованная, поступила в музей под названием «Стадо» и долгое время считалась специалистами утерянной. Позднее было установлено, что в Третьяковской галерее хранится этюд Виноградова «Пастух», мотив которого без изменений был перенесен автором в картину «По жнивью». Сегодня полотну возвращено авторское название.
Сюжет картины очень прост: художник изображает незатейливую сцену из крестьянской жизни, уводя само повествование на второй план. Существование людей в пейзаже гармонично и это единение передается самим состоянием природы, изображению которой художник уделяет большое внимание - неяркий, сдержанный осенний мотив, ветреная погода, тяжелые надвигающиеся серые тучи. Виноградов пишет картину в свойственной ему пленэрной манере – широко, свободно, эмоционально подчиняясь природе. В картине «По жнивью» «…выразительность природы оказалась важнее самого повествования о деревенской жизни, и в этом была находка Виноградова…»
Дарья Гудкова, искусствовед
78x107 mm
Поступление:
1959, из Нижнетагильского краеведческого музея