Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Бурак

Александр
Филиппович


За помощью к сыну

1957


холст, масло, 85x110.4 см
Поступление:

1958, от Свердловского областного управления культуры 

Авторское повторение одноименной картины, 1954 года создания

художник

Родился Александр Филиппович Бурак в сибирской глубинке, в деревне, расположенной далеко от городов и железных дорог. Детство было трудное, он часто болел, и огромной радостью для него было рисование. - с раннего детства рисовал на обрывках бумаги, на стенах углем. С годами тяга к искусству становилась осознанной и глубокой. После школы поступил на архитектурный факультет Сибирского строительного института в Новосибирске. Учась, он работал художником-мультипликатором, а затем главным художником научно-популярного фильма «Нетронутый Урал». В 1946 году Бурак переехал в Свердловск. Художник увидел и прочувствовал красоту сурового уральского пейзажа, каменные ножи скал, прозрачность говорливых рек, таинственность хмурых хвойных лесов и с увлечением писал пейзажи горного сурового края, индустриальные пейзажи, много работал на натуре, ездил по Уралу. И стал поистине уральским художником и создал своеобразную художественную летопись Урала. Но, кроме этого, Бурак тяготел и к жанровой живописи. В цепкой творческой памяти сохранялись образы людей, которых он встречал, путешествуя по Уралу, сюжеты и события. Да и время требовало «острого разговора» - «обличение пороков» приветствовалось, такие картины охотно принимались на выставки. 

произведение

Наблюдения за жизнью привели Александра Филипповича к мысли написать жанровую картину о сыновнем долге. Художником долго владели сомнения: стоит ли писать на такую тему? Не мелка ли она? Но актуальность обращения к морально - нравственным темам характерна для времени создания произведения. В рамках социалистического реализма ставилась главная задача перед искусством: художник служит своими произведениями строительству социализма, воспитывает зрителя, он – «инженер человеческих душ».

В основе сюжета – непростой житейский эпизод, полный драматизма, художник рассуждает об исполнении сыновнего долга. Автор рассказывает трагическую историю, как мать становится чужой и ненужной для сына. Ее вытеснили из сердца сына ковры, зеркала, шифоньеры, которые так подробно пишет художник. У Бурака хранятся десятки писем, полных горячей благодарности за «справедливую картину». Эти письма - живые документы времени, продиктованы глубоким человеческим горем забытых родителей. В искусстве того времени наметилось движение навстречу вкусам простых людей и художники отвечали на запросы общества.

детали

Робко и неуверенно сидит мать на краешке стула, ее скромная одежда, натруженные руки, старая обувь - все эти художественные детали не вяжутся с богатой обстановкой дома, которую детально описывает автор. Подчеркивая внутреннее одиночество матери, художник отдаляет ее фигуру от сына, который не смотрит на нее. Мысль о разобщенности матери и сына проведена в ясно выраженной вертикали, словно разрезающей полотно на две части, подчеркивается моральное единство сына и его жены и одиночество старой женщины, редкой и нежеланной гостьи в этом доме. Говорящая деталь – обувь героев картины: добротные полуботинки сына, лакированные «лодочки» жены и убогие разношенные «опорки» матери. Три человека в одной комнате не смотрят друг на друга. Сын, черствый и холодный, старательно изучает руки, жена сидит спиной, с досадой и раздражением прислушиваясь к разговору, мать, склонив голову, обреченно смотрит в сторону, ей и больно и стыдно.

Картина – повествование, картина – рассказ соткана из художественных деталей, достаточно легко прочитываемых зрителем.

Алла Детина, филолог

в других музеях