1848-1926
холст, масло, 35.7x29.8 см
Поступление:
1944, из Государственной Третьяковской галереи
Братья Васнецовы – Виктор и Аполлинарий - выросли в семье православного священника в небольшом селе под городом Вятка, известном еще с XII века, именуемым также Хлыновым, по названию крепости XV века. Первое образование В.Васнецов получил в Вятской духовной семинарии, которую с благословления отца на последнем - философском – курсе и уехал учиться в Петербург в Академию Художеств, которую закончил в 1873 году. Не сразу он нашел свой путь в искусстве, но проехав по Европе и вернувшись в Россию, он обратился к былинам и фольклорному эпосу. Все истинно русское, стародавнее было частью его души, жаждущей чуда, сказочных образов. Он искал их везде – в том числе и в реальной жизни, видел корни прошлого в окружающей жизни. Чутко уловив запросы времени, В.М. Васнецов стал одним из тех художников, кто определил лицо русского модерна с его представлениями о торжестве духа, романтизмом. Эти качества искал Виктор Васнецов и в портретах современников.
Долгое время было неизвестно, кто изображен - картина поступила в музей под названием «Голова борца». Но обороте надпись, неизвестно когда сделанная и со знаком вопроса – Портрет Н.Д. Кузнецова (?). Лишь в 2009 году, благодаря сотрудникам Одесского художественного музея стало известно, что это действительно портрет художника-передвижника Николая Дмитриевича Кузнецова. Его писали и рисовали многие мастера искусства, столь харизматична была его внешность – П.Брюллов, О. Браз, К. Коровин, И. Репин… Последний даже ввел его в качестве казака с повязкой на лбу в картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» (1878-1891) и просил позировать для картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных» (1888). Сын крупного землевладельца в Херсонской губернии Н.Д. Кузнецов родился в 1850 году. Увлекшийся в юности идеями передвижных выставок он стал рисовать. Именно тут вмешалась судьба - поехав поступать в Петербург в гвардейский уланский полк, он не попал на прием к командиру, и неожиданно для всех поступил в Императорскую академию художеств, которую оставил два года спустя по настоянию И.Н. Крамского и И.И. Шишкина, уже имея три серебряные медали. С 1881 года стал выставлять свои работы на выставках и в 1883 году стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Истинный подвижник, он собрал большую картинную галерею, в том числе и зарубежных художников, стал одним из организаторов в 1887 году Товарищества южно-русских художников. Высокий, могутный, крепкий, он, как говорили в народе, часто «баловался» силенкой, спокойно поднимая нескольких человек. В 1889 году он держа на плечах двоих человек, поднял тридцати двух пудовую бабу, и растянул связки. Многие годы после этого он ходил на костылях. Главным делом жизни его стало строительство Картинной галереи в Одессе в 1900 году, в которой были работы многих ведущих русских художников. После революции в 1920 году он эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, где и умер девять лет спустя.
Среди его работ известен портрет Виктора Михайловича Васнецова с палитрой в руках, созданный в 1891 году.
Небольшой оплечный портрет молодого мужчины с румянцем, выдающим натуру здоровую и крепкую, с пышной шевелюрой и густыми усами, собольими бровями изображен на глубоком синем фоне. Прямой внимательный взгляд говорит о внутренней прямоте, честности, и выдает натуру крепкую и бескомпромиссную. Истинно мастерская кисть лепит объем уверенными живописными мазками, создавая сдержанную, но такую богатую в нюансах поверхность картины.
Елена Ильина, искусствовед
35.7x29.8 mm
Поступление:
1944, из Государственной Третьяковской галереи