Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Бродская

Лидия
Израилевна


Зима таежная

1977


холст, масло, 79.5x119.7 см
Поступление:

2004, от Министерства культуры РФ

художник

Знаменитый в советское время живописец И. И. Бродский так и не узнал, что его дочь Лидия Бродская стала художником. Рисовать Лидия начала с трехлетнего возраста. Она хорошо помнит, что в мастерской отца у нее был свой уголок, где она акварелью писала портреты кукол, цветы животных, и это занятие ей очень нравилось. Но повзрослев она еще обрела другие увлечения - это танцы и музыка. Желание танцевать взяло вверх, и в одиннадцать лет Лидия поступила в Ленинградское хореографическое училище. Восемь лет она училась не только бальным танцам, но изучала общеобразовательные предметы, занималась фехтованием, музыкой… С 1928 года она танцевала то перед сеансами в кинотеатрах (по 12 раз в день), то выступала в мьюзик-холле, и, наконец, стала выступать в трио эстрадных акробатов, носившее иностранное имя «Трио Кастеллио». Работа была тяжелая, изнурительная, с постоянными тренировками - чего только стоил прыжок с семиметровой высоты в руки партнера, которого она очень боялась… Правда, о живопись Лидией тоже не забывалась. Она с ностальгией вспоминала мастерскую отца, запах красок, волнительные моменты рисования…. Однажды в момент перерыва между выступлениями она поехала навестить отца в мастерскую, и вдруг взяла в руки кисть, краски и начала писать. Отец ей не мешал, потом посмотрев ее работу, заметил, что если она будут старательно заниматься, то из нее выйдет хороший художник… Постепенно художественное творчество Лидию увлекло настолько, что она выбрала путь живописца. И начала учиться, сначала в Академии художеств у своего отца, который учил дочь писать пейзаж «глазами» - просто идти по улице и внимательно смотреть… Затем, переехав в Москву, Бродская брала уроки у Н.П.Крымова, много говорившего ей о значении света и цвет в картине. Тогда она ощутила, что ей никакой жанр не интересен так, как пейзаж. И с тех пор она писала только пейзажи… «не жалея сил, времени , в любую погоду, с утра до вечера, забывая о еде…»

произведение

Бродская много путешествовала по стране и везде писала природу - Подмосковья, средней полосы, Урала, Сибири. А вот южные места ее не вдохновляли… Особо Бродская выделала Сибирь с ее величественными реками Енисеем, Ангарой, озером Байкал. Л. Бродская писала пейзажи эпические и лирические, зимние и ранне-весенние, туманные, сумеречные, с ясным небом. Особенно художнице удавались зимние пейзажи, как она сама говорила «потому что я так люблю и чувствую зиму…». Они писались ей бесконечное число раз – утром , и на закате, освещенные луной, и в уборе инея… Среди них в числе лучших называют пейзаж «Зима таежная», тот, что хранится в коллекции нижнетагильского музея. В Сибири Л. Бродская бывала неоднократно, уже из первой она привезла большое количество этюдов. Но к работе над картиной так и не приступила. Это случилось после второй поездки, когда она почувствовала, как надо рассказать о невиданном крае - через свои представления о прекрасном. В своей картине художница не следует буквально за природой. Привезенные из поездки этюды, дали лишь мотив, фантазией живописца перевоплощенный в обобщенный образ великого сибирского края. Несмотря на то, что пейзаж тщательно композиционного продуман, кажется, что он писался прямо с натуры, настолько в нем явлена свежесть первого впечатления, соотнесены цветовые отношения, поразившие Л.И. Бродскую в природе. Среди гористых берегов, покрытых непроходимой тайгой, уходящая в бесконечность широкая полоса реки. Никого… Вечные тишина и покой… 

детали

Пристальный взгляд художницы подмечает потаенную жизнь природы. Вечереет. На землю спускаются сумерки. Последние лучи солнца освещают дальние планы – реку и крутые склоны гор с лесом дремучим, непроходимым лесом. В пейзаже нет ни изображения человека, ни намеков на цивилизацию. Ели пирамидальной формы, покрытые шапками пушистого снега и бросающие на снег глубокие тени, молчаливы в своей неприступности. В пейзаже звучат ноты эпической былины, рождающей в душе человека чувство восторга, и, одновременно, и преклонения перед величием, безграничностью просторов и вечной красотой природы. 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях