Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Бортнов

Петр
Степанович


Мать. Звезды сыновей

1970 (вариант 1975)


холст, масло, 104x65 см
Поступление:

1995, из Свердловского областного управления культуры 

художник

С  именем  живописца Петра Степановича Бортнова   связна история советской  художественной культуры не только в Нижнем Тагиле, но и   на  Урале.  Он  Член Союза художников, Заслуженный художник  РСФСР,   увлеченный  творчеством. Петр Бортнов родился  в 1918 году  в  уральском    рабочем   поселке  Нижняя Салда, в многодетной   рабочей семье. Его отец  -  участник гражданской войны,  принял Октябрьскую революцию, был на стоне «красных».  Мать работала  маляром – альфрейщиком, такие мастера делают трафаретную роспись помещения. Будущий художник с детского возраста вдыхал запах краски, смотрел, как подбирается цветовая гамма,  как делаются минеральные краски. Он с раннего детства  рисовал,  делал  наброски  человеческих фигур и лиц.1

 Начало биографии было типичным для советского подростка  из рабочей семьи - рано начал трудиться, помогая отцу в домашнем хозяйстве, после окончания семилетки   поступил в школу   ФЗО в Свердловске,  получил специальность слесаря  высшего разряда, стал работать  в паровозном депо, далее служба в армии  (служить пришлось на Сахалине). А потом  -  фронт. Десантник Бортнов принимал непосредственное участие  в боях с японцами.  На его глазах умирали боевые  товарищи, он сам едва не погиб,  получив тяжелую контузию: катер, на котором он нес службу, нарвался на мину.   Весь этот горький опыт  художник отразил в своих картинах, посвященных Гражданской войне.  О своей войне, Великой  Отечественной, он  картин  написал очень мало.  «Слишком тяжела для меня эта тема», скорбные воспоминания  приносят ему физическую боль. В 1947 году Бортнов поступил в Нижнетагильское художественно-промышленное училище, приняв решение изменить жизнь: он должен стать настоящим профессиональным художником,  поэтому учеба стала делом серьезным и важным.   Бортнов  созидал себя, жадно  учился, понимая, что многое упущено и надо наверстывать.  Уже сложившимся человеком  приобщался  он  к большой культуре,  искал свое место в жизни и в искусстве, искал свою тему.  Художник всегда  был необычайно требователен к себе  и  никогда не останавливался на достигнутом,  находился  в постоянном поиске.  Его называли  Патриархом  тагильской живописи за несгибаемую физическую силу и духовную стойкость, за редкую работоспособность. Своё жизненное кредо мастер   сформулировал так:  «Я всегда старался жить и работать по совести».   Его произведения отличает четкий реалистический почерк, высокая культура живописи, хороший рисунок.  Бортнов  является   ярким представителем социалистического реализма   на Урале.

 

произведение

Самое значительное произведение   о войне – «Мать. Звезды сыновей»(1970-1975).  Художник  рассказывает о войне  не через батальные сцены, а через послевоенные портреты людей.   Эта картина – эхо, отголосок, мрачная тень  кровавой войны. Символический  образ матери   мучительно вынашивался   в душе художника, долго искавшего   свою героиню. «Я постоянно мучился... Много писал и рисовал  с пожилых женщин в Черноисточинске, в Висиме,  Нелоге, Салде».        Он вглядывался в лица вдов, матерей, которые жили рядом, он искал свою героиню в деревнях.  Но  образ не рождался.   И вот однажды он увидел пустую высохшую личинку,  «… и тут меня осенило -  вот какой должна быть мать: сухонькая, без груди, только руки и лицо – как икона.  Картина получилась такая простая и без претензий».   «Мать» - это размышление о трагической  судьбе женщины, матери, потерявшей на войне детей.   Автор сумел передать  своё чувство преклонения  перед великим  материнским подвигом, и это  не может оставить зрителя  равнодушным.  Картина,  безусловно,  одна из лучших  и любимых  работ  Бортнова.   Сам художник  это горе знает не понаслышке:   двоих сыновей отняла война у  матери  Петра Степановича.  Его землячка из Нижней Салды потеряла на войне пятерых  своих сыновей. А сколько еще таких горьких судеб.  Художник создал обобщенный образ матери, придав своей героине  типичные черты уральской  женщины -  труженицы. Это  одно из самых сильных произведений  художника.

 

детали

Лицо – главное  в картине, в нем  весь смысл и человеческая трагедия.   П. Бортнов  понимал, что уходит в историю целая эпоха в искусстве, вместе с ней уходят люди, сформированные этим временем, люди, много испытавшие,  испившие до дна горькую чашу беды.  Облик матери -   потухшие  глаза, обветренное  иссушенное  лицо,  выступающие скулы, жилистая шея,  натруженные руки-лопаты,  не знавшие отдыха, и   старенькое  выцветшее платьице на сухой фигурке матери. Художественные  детали красноречиво говорят о ее жизни после войны и рождают странное   ощущение   отстраненности от действительности и абсолютного одиночества. Скупо отобранные детали  композиции, мысли о  войне, материнстве, настоящей трагедии.  Мать стоит у стареньких   деревенских ворот, на которых изображены красные звезды – напоминание о погибших сыновьях – она  как   символ  всех матерей  военного лихолетья.   В картине так сильна ее боль, что она становится нашей…  И все это передано  минимальным набором  художественных средств:  простая сдержанная композиция,  естественная поза, почти полихромная палитра, цвет не звонкий, словно с  выгоревшей   довоенной фотографии.  Героиня погружена в себя, и боль ее священна.   Она  не смирилась со своей страшной потерей, ее дети погибли на  кровавой  войне,  и она совсем одна на всем белом свете, одна-одинешенька.  И утешения быть не может,  и боль  навсегда поселилась в душе. Строго и обреченно смотрит она,  уже не плачет, но боль  затаилась в каждой клеточке ее существа. Все   это прочитывается   в   скорбном лике матери, и   смирение   ее  становится иконным. Она, как и другая мать, отдала свих детей в жертву  во имя жизни. 

Алла Детина, филолог

в других музеях