1872-1943
холст, масло, 74x205 см
Поступление:
1945, от правления комбината
Творческий путь Константина Федоровича Богаевского – одновременно и устойчив и разнохарактерен, что во многом обусловлено самим временем, в которое жил автор – сложным, переходным, изменчивым. На протяжении всех лет он был верен традициям реалистического искусства, унаследованным еще в годы учебы в Академии художеств. Менялось лишь отношение к пейзажу – излюбленному и единственному жанру, в котором работал Богаевский. Если в ранний период творчества его картины с видами Крыма были отмечены героико-романтическим содержанием, где превалировало декоративное начало, то с момента «рождения» нового советского государства природа на полотнах больше не идеализировалась, становилась более конкретной, а основным методом стала усиленная работа с натурой. Не остался художник в стороне и от великих социалистических строек: в1929 – 1934 годы правлением союза «Всекохудожник» он был командирован в районы индустриального и колхозного строительства для создания произведений, отражающих грандиозную индустриализацию страны. В 1933 году Богаевскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Конец 1930-х годов - важный период в творчестве К.Ф.Богаевского. В это предвоенное время автор «вошел» в пору зрелого мастерства, создавая свои лучшие произведения. Излюбленным форматом становится узкая и длинная картина, открывающая захватывающие панорамные виды, воспевающие красоту первозданной природы. Зритель словно «вовлекается» в пространство раскинувшихся ландшафтов, вглядываясь в безграничные и величественные пейзажные просторы. Именно в это время создается отмеченное торжественно-мажорным настроением полотно «Над Окой», рожденное под впечатлением поездки автора в Тарусу. Сюда он прибыл летом 1939 года по приглашению своего друга А.В. Григорьева, организовавшего в этих местах своего рода творческую мастерскую. Эта поездка обогатила уже сложившегося во всех отношениях мастера и принесла свои плодотворные плоды - в творчестве Богаевского появились новые мотивы, приемы и методы. Автор делился своими впечатлениями: «Давно меня тянуло поработать над русским пейзажем, и эта давнишняя моя мечта наконец осуществилась. Мы были поистине счастливы окунуться в зелень лесов и лугов, невиданных и неведомых для нас, обитателей сухого, каменистого и выжженного летом Крыма. Каким то раем земным показалась для нас Таруса… Ни на минуту я не переставал этим любоваться…»
Живописные окрестности Тарусы, в разное время навсегда влюбившие в себя художника В.Э. Борисова-Мусатова, поэтессу М.И. Цветаеву, писателя Г.К. Паустовского… А вот видна вдали сверкающей гладью Ока, теряющаяся среди своих широких берегов, густо поросших пышной зеленью… Чистый воздух пронизан светом и солнцем, он заполняет собой даже самый дальний уголок бескрайнего пейзажа… Рождается ощущение полета и безмятежного покоя, безграничной свободы и радости бытия, мира и благодати… Таковым осталось в памяти К.Ф. Богаевского знойное тарусское лето 1939 года… Таковым узнали его и мы…
Мария Комарова, искусствовед
74x205 mm
Поступление:
1945, от правления комбината