1925-2012
холст, масло, 198.5x99.7 см
Поступление:
2011, в дар от жены художника Н.М. Молевой, Москва
Франция, Италия, Польша…В этих странах со второй половины 1960-1970-х годах Элий Белютин уже признанный мастер. Выставки художника производят ошеломляющий успех, который сопутствовал живописцу везде, в т.ч. и на Биеннале в Венеции, где ему была присуждена золотая медаль. Об этом «интересно» писала «Литературная газета» в статье, указав только название картины «Материнство», но «забыв» указать имя автора. Академия современного искусства в Монтекатини избирает его своим членом и присуждает премию за успехи в развитии современного искусства и международного сотрудничества. 1979 год… Из письма Жана Кассу[i] – Элию Белютину – «…ваша школа представляет совершенно оригинальное явление одновременно глубоко национальное и международное. Ваше умение концентрировать эмоциональный взрыв и одновременно находить этому взрыву адекватные средства выражения не может не захватить. Цвет обретает ... симфоническое звучание в физиологическом смысле этого слова – вижу-слышу…»
[i] Кассу Жан – 1897-1986, французский писатель, создатель и главный хранитель Национального музея современной живописи в Париже, один из основателей французского движения сопротивления в годы Второй мировой войны
В 1970-е годы Элий Белютин выступает как художник «больших человеческий страстей, чувств взрывных и всепоглощающих». Изображение, для воплощения крайней степени обострения чувств формируется автором «большими, проложенными открытым цветом плоскостями». Полотна Белютина о самопожертвовании Христа ради искупления грехов рода человеческого потрясают могучей силой содержания. Этому способствует найденный автором изобразительный язык - в высшей мере экспрессионистический, вызывающий переживание подлинности происходящего.
Живописные символы исполнены высокого духовного смысла. Содержание находит свое исчерпывающее воплощение через формы в чистых тонах контрастного цвета. Схожие по композиционному решению произведения - на вытянутых по вертикали холстах «распластанные» фигуры Христа с воздетыми руками, словно крыльями, несут разный эмоциональный заряд. Сын Божий в картине «Христос измученный» изображен с запрокинутой головой издающим вопль, который слышится реально, потрясая все вокруг. Но нечеловеческие муки, наполняющие образ, вызваны не физическим страданием Христа, а глубокой скорбью растерзанной души Богочеловека. Вторая - «Христос распятый», несмотря на свершившуюся трагедию, которою олицетворяет черный фон-сцена, звучит мажорным аккордом, как победа духа над плотью, воплощенная в белофонной фигуре, отмеченной яркими праздничными контрастами цвета. Это настоящий праздник света!
Лариса Смирных, искусствовед
198.5x99.7 mm
Поступление:
2011, в дар от жены художника Н.М. Молевой, Москва