Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Белютин

Элий
Михайлович

1925 - 2012


На улице

1978


холст, масло, 183.5x95 см
Поступление:

2007, дар автора Э.М.Белютина, Москва

художник

В конце 1970-х годов Элий Белютин работает над всеобщей теорией контактности, которая исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека. Эта теория создавалась автором «в постоянном общении с мэтром Жаном Кассу», как его принято называть в художественных кругах Франции. В ответ на предложение Белютина поместить его имя на обложке будущей книги Ж. Кассу[i] пишет: «Дорогой друг …с величайшей гордостью принимаю его (предложение) от такого мастера как Вы… Ничто не могло меня сделать более счастливым и ничто не могло глубже тронуть, чем это свидетельство единства взглядов с Вами, блестящим артистом… будьте верны своим убеждениям и не отступайте, только в верности идее заключен смысл жизни». Согласно разработанной художником «Теории всеобщей контактности» человек, живя в непростом, и, как правило, агрессивном мире, замыкается в себе, «капсулируется», создавая собственную систему ценностей, что ведет к разрушению личности. Теория Э.Белютина сводится к тому, что у каждого человека есть потребность в контакте с искусством, которое способно снять напряжение, создаваемое динамикой повседневной жизни и пробить у людей оболочку замкнутости! Но это произойдет при одном условии - язык искусства должен быть современным и передающим людям то переживание, которое испытал художник при контакте с миром, провоцируя человека к открытости и самоизменению.



[i] Кассу Жан – 1897-1986, французский писатель, создатель и главный хранитель Национального музея современной живописи в Париже, один из основателей французского движения сопротивления в годы Второй мировой войны.

произведение

Иногда в своих произведениях Белютин стремился к почти плакатной подаче идеи, добиваясь необычайной ёмкости возникающего образа. Причем, образа не сюжета, а образа воздействия. Картина «На улице»… На первый взгляд, почти абстрактная композиция… но в ней намек на существование реального момента. Улица большого города, поток людей … В этом движущемся людском потоке автор не шифрует, а наоборот, раскрывает сущность каждого человека. Для него важно «вывернуть на изнанку с предельной откровенностью самое тайное и скрываемое во внутреннем мире каждого».

детали

Синие, красные, зелёные, розовые, оранжевые, черные пятна… Это лица-лики людей, обращенные к зрителю… Они вызывают соучастие в этом действии у зрителя, смотрящего, пытаясь считать , почувствовать – «Кто се человек»? У каждого «лика» свой символический цвет, свои лица, с «отметками» – глаз, рта, наполненные такими разными эмоциями, выражающими суть натуры во взаимодействии с миром и человеком - приветливость, доброта, открытость, настороженность, злость, безразличие, агрессивность… Картина останавливает вопросом - «Кто есть ТЫ»?

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях