холст, масло, 65x53 см
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея
Тип Герхарда фон Кюгельхена
Портрет выполнен неизвестным художником, вероятно входившим в круг живописца Герарда Франца фон Кюгельхена 1772-1820, который приобрел известность как портретист в 1790-х годах. В 1795-1804 годах жил в Санкт-Петербурге, стал автором многих портретов представителей высшего петербургского общества и был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. Кюгельхен пользовался расположением императора Алесндра I, с которого он написал несколько портретов.
Погрудный портрет молодого военного поступил в музей как портрет императора Александра I (1777-1825). Император – одна из самых загадочных фигур на российском престоле. Любимый внук императрицы Екатерины II Великой, он обвинялся в соучастии в убийстве своего отца, на время его правления пришлось испытание войной с Наполеоном и триумфальное шествие по Европе. Внешний вид портретируемого во многом близок к портретам Александра I – общая миловидность, возраст и мундир позволили высказать предположение о том, что изображенный – император России первой четверти XVIIIвека. Впрочем, подражание внешнему облику императора было характерно для тех лет, обнаруживало преданность царской фамилии и государству, и неизвестный нам художник мог изобразить одного из военных офицеров внешне подобным Александру I, бывшему кумиром молодежи тех лет.
Небольшой погрудный портрет офицера в военном мундире привлекает внимание моложавостью образа, приподнятостью. Военный мундир, энергичный поворот головы, высоко взбитый модный кок с живо уложенными волосами, и подвижный фон выдают время романтизма, определявшего состояние общества в конце XVIII-начале XIX века. Зеленый двубортный мундир с двумя рядами золоченых пуговиц и высоким красным воротником дополнен туго обвивающим шею черным шелковым шарфом. На груди портретируемого - знак ордена Святого Георгия 4-го класса (степени), которым был награжден император Александр I в 1805 году. Однако, по правилам изображения венценосного лица, император и даже цесаревич не мог быть представлен без статусных орденов. Визуальное сравнение многих известных портретов императора с портретом из коллекции музея не обнаруживает сходства, хотя миловидность, которую отмечали в императоре, присутствует и здесь. Исследования еще продолжаются и только время позволит раскрыть тайну – кто изображен на портрете из коллекции музея?
Елена Ильина, искусствовед
65x53 mm
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея