1862-1958
холст, масло, 84.4x111.6 см
Поступление:
1950, от Свердловского областного отдела по делам искусств
Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Василий Николаевич Бакшеев - художник старшего поколения, сформировавшийся еще в дореволюционную эпоху, стал впоследствии Народным художником СССР, лауреатом престижной Сталинской премии, а затем и Государственной премии СССР, Заслуженным деятелем искусств и академик живописи.
Долгий был путь к этим славным званиям… Родился художник в Москве, учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где закончил живописное отделение в 1888 году и где постигал науку живописи у таких гениев русского искусства как А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, В.Е. Маковский. Его соучениками были И. Левитан, С. Иванов, А. Архипов. А творческий путь художника начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства И. Репин и В.Суриков, В.Серов, В. Верещагин. В. Поленов и многие другие. В такой творческой атмосфере, но, главное – отмеченный многими талантами и формировался будущий блестящий живописец В.Бакшеев, который стал продолжателем традиций своих учителей. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после революции 1917 года его увлекла пейзажная живопись – и он вспоминал: «Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни». А еще, он вошел в историю живописи как хранитель заветов классического русского искусства XIX века.
А.А. Пластов говорил: «Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть родничок холодной, чистой кристальной воды».
По словам С.Герасимова, «У Бакшеева была необыкновенно свежая кисть». В скромном и обычном, на первый взгляд, городском пейзаже отразились самые различные оттенки переживаний автора: от грустных нот, звучащих в мотиве неизбежной утраты старого уклада жизни, до светлых и радостных – в изображении новой, строящейся и обновляющейся послевоенной Москвы. Лирическое настроение зимнего пейзажа, создаваемое спокойным звучанием красочной палитры, заставляет острее почувствовать особую прелесть старой уходящей Москвы. Тонкость цвета, прозрачность свежего воздуха передают ощущение живой красоты старой Москвы. От картины веет тем теплым чувством, которое рождается у человека, увидевшего близкие и родные места. Строго продумана и композиция картины. Повествование о старой и милой сердцу Москве занимает большую часть картины, а новая, пока еще непонятная Москва вырастает как бы в дымке, в тумане, она еще ирреальна, но уже вполне убедительна.
В послевоенные годы В. Бакшеев, вся жизнь которого связана с Москвой, пишет картину «Старая уходящая и новая Москва».
…Один из немногих уголков старой Москвы, которую художник очень любил… Маленькие уютные домики, сугробы снега… Теплые, светлые чувства... И все же здесь и Москва новая – там, вдалеке новостройки, большие здания. Художник чутко всматривается в жизнь, он видит в скромных мало примечательных пейзажах старой Москвы особое обаяние и особенную теплоту. Но и новую строящуюся Москву художник не отвергает, он чувствует новую жизнь, растущую молодую страну. Сама картина представляет собой раздумья художника о жизни, о времени.
Алла Детина, филолог
84.4x111.6 mm
Поступление:
1950, от Свердловского областного отдела по делам искусств