1835-1994
холст, масло, 56x71.5 см
Поступление:
1944, из Свердловского областного отдела по делам искусств
Портрет Е.И. Кокшарова, жены академика Н.И.ю Кокшарова
Среди тринадцати молодых художников, отказавшихся в 1863 году участвовать в конкурсе на золотую медаль Академии художеств и демонстративно покинувших Академию, был и Алексей Иванович Корзухин. Среди студентов, пришедших из дальних уголков России, нарастал протест против отрешенного от правды жизни академического искусства. Совет Академии отказал им в просьбе писать в качестве конкурсных работ картины на свободные темы. И они во главе с Иваном Крамским демонстративно покинули Академию. «Бунт 13» ознаменовал собой начало нового этапа развития отечественного искусства.
Родился Алексей Корзухин на Урале, на Уктусском заводе, близ города Екатеринбурга в семье мастерового – промывальщика золота. Его родители были горнозаводскими крестьянами, казенными крепостными. Сколько талантливых людей из простой среды погибло в борьбе за выживание, сколько Ломоносовых не реализовало свои таланты. И лишь немногие, самые целеустремленные и сильные, пробили себе дорогу в жизни. Корзухин принадлежал именно к тем немногим.
Рано пробудился в нем талант к изобразительному искусству, и семи лет от роду он хорошо рисовал и написал портреты матери и отца, если учесть возраст, юный художник добивался абсолютного портретного сходства. Он самоучкой выучился копировать иконы, а на вырученные деньги покупал краски, чтобы рисовать. Местный иконописец обратил внимание на талантливого мальчика и взял его к себе в учение. Корзухину посчастливилось и позже: случайно он попал на глаза начальнику уральских горных заводов С.Ф. Глинке – просвещенному человеку либеральных взглядов, который определил его в Горное училище. В ранней юности Алексей Корзухин работал на Монетном дворе в Екатеринбурге, здесь была совершенно иная культурная среда. Он пишет большое число портретов, целую галерею типов екатеринбургского общества середины XIX века. На свой страх и риск будущий художник поехал в Петербург в Академию художеств, заветная мечта сбылась – он поступил учиться. Можно представить себе, какие трудности пришлось преодолеть ему в чужом негостеприимном Петербурге. Занятия в Академии заполняли весь день, а нужно было зарабатывать на жизнь, на еду, краски и пр. Тем не менее, пособия от Академии он получить не мог и рассчитывал только на себя. В Академии серьезный и вдумчивый юноша сближается с молодыми художниками, которые группировались вокруг И.Н. Крамского. По вечерам они собирались в небольшой квартирке Крамского, читали новинки литературы, рисовали, разговаривали. Именно здесь, среди таких же молодых, современных, свободно мыслящих людей формировались взгляды художника на жизнь и на искусство. По своему горькому опыту он знал, что такое жизнь и потому относился к людям с пониманием и добротой, никогда никому не завидовал и был готов помочь каждому, кто нуждался в помощи.
Горный инженер Николай Иванович Кокшаров не мог не заметить картины молодого Корзухина. Кокшаров – видный ученый, минералог, профессор Санкт-Петербургского горного института, академик многих зарубежных академий и впоследствии автор шеститомного издания по минералогии в то время жил в Екатеринбурге, занимаясь поиском материала для своего труда. Но живой интерес к окружающему позволял ему видеть вокруг многое и сочувствовать многим, помогая. Так обратил он внимание и на талантливого юношу и, желая поддержать его, познакомился в ним, сговорившисьь о портрете. Юный автор писал заказные портреты уже в свой ранний период творчества – жил этим и впоследствии, создав свыше ста портретов – целую галерею современников.
А пока двадцатилетний А. Корзухин пишет в 1855 году портрет супруги инженера Кокшарова - Елизаветы Ивановны, урожденной баронессы Стромберг. Кажется, что портрет написан начинающим художником и остался неоконченным. Портрет самого Николая Ивановича Кокшарова будет написан им уже, скорее всего в 1860-е годы в Санкт-Петербурге, куда приедет учиться Корзухин и где продолжиться их знакомство. Кисть его еще неумела, но молодой автор пишет честно, стремясь в меру своих юных лет серьезно рассказать о своих героях. Он относится к ним с большой симпатией, правдиво и бережно изображает жизнь.
Оба портрета написаны на приглушенном фоне – на нем лица смотрятся более контрастно, как бы освещенные внутренним светом. Елизавета Ивановна сидит спокойно в кресле в темном повседневном платье с белыми кружевами на манжетах и на воротнике. Вглядываясь в миловидное лицо, понимаем, что понять ее индивидуальный внутренний мир невозможно. Портрет Николая Ивановича Кокшарова написан смелее, появилась сочная объемная живопись с лессировкой и полутонами. Полное лицо его повернуто в сторону, и кажется, он с интересом смотрит на какой-то предмет, который находится за рамками картины. Взгляд больших ясных, умных глаз говорит о человеке решительном, волевом, думающем. Дорогой сюртук, галстук съехал набок, левой рукой профессор гладит собаку… Он дома, в привычной обстановке… он отдыхает. Аккуратная детальная выписанность этих полотен не лишает их живописной цельности, и в этом умение Корзухина дать яркий поэтический образ скупыми, но выразительными средствами.
56x71.5 mm
Поступление:
1944, из Свердловского областного отдела по делам искусств