Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Шадов (?)

Иоганн
Готфрид

1764-1850


Зефир и Писхея

1793-1801


фарфор, литье 29х19x8 см
Поступление:

1946, из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

Моделировка(?) Иоганн Карл Фридрих Ризе (1759-1834),

скульптор(?) Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850),

проект (?) Ханс  Кристиан Генелли (1763-1823)

 

 

 

художник

Прусский король Фридрих Великий (1712-1786) всячески поощрял создание новых частных предприятий. В 1751 году фабрикант шерстяных изделий Вильгельм Каспар Вегели получил привилегию на открытие фарфоровой мануфактуры в Берлине, но в 1757 году фабрика закрылась. Спустя три года в  1761 году мануфактура с оборудованием была приобретены промышленником Иоганном Эрнстом Гоцковски. Он нанял на работу профессиональных художников и керамистов, после чего получил разрешение Фридриха II основать фарфоровую фабрику, но из-за экономических трудностей фабрика вновь закрылась в 1762 г. Фридрих II любил фарфоровые изделия и в этот же год он выкупил мануфактуру. Так фабрика получила новое название «Королевская Мануфактура Фарфора». Король Пруссии предоставил символ фабрикискипетр из курбранденбургского герба, который стал официальным клеймом для маркировки фарфора. Мануфактура прославилась столовыми сервизами эпохи прусского рококо. Натуралистическая цветочная роспись сочеталась с золотым и цветным декором. Фарфоровые изделия служили украшением королевского дворца.

Десертный сервиз с многофигурным настольным украшением, был подарен в 1772 году императрице Екатерине II в честь заключенного в 1763 году Губертусбургского мира. При Фридрихе Вильгельме II мануфактура стала ведущей в использовании новейших технологий. В 1793 году на мануфактуре была введена в действие первая в Пруссии паровая машина. В конце XVIII века в художественном оформлении был осуществлен переход к классицизму. В 1790 году был создан сервиз «Kurland», который и на сегодняшний день очень востребован, а также одна из наиболее изысканных композиций Иоганна Готфрида Шадова скульптурная группа «Принцессы».

В то время на фабрике работали: Ганс Христиан Генелли, Христиан Даниель Раух, Иоганн Готфрид Шадов, Леонард Пош, Карл Фридрих Шинкель. В 1806-1807 годах был создан известный чайный сервиз для императрицы Жозефины Бонапарт.

KPM находилась в королевской собственности вплоть до 1918 года. После отречения короля от престола фарфоровый завод KPM официально переходит в государственную собственность.

 

Иоганн Карл Фридрих Ризе немецкий мастер-модельщик, с 1770 года был нанят на Королевскую фарфоровую мануфактуру в Берлине, с 1770 по 1776 год обучался у Ф.Э.Мейера.

Иоганн Готфрид Шадов Учился у бельгийского скульптора Ж.П.А. Тассара (1727-1788) в Академии художеств Берлина. В 1885-1887 гг. работал в Риме, где сблизился с Антонио Кановой. Посещал Дрезден, Вену, Флоренцию, путешествовал по Швеции, Дании, России. С 1788 г. работал в Берлине, где стал «первым скульптором короля». С 1805 г. вице-директор берлинской Академии художеств, с 1815 г. - ее директор.

Ханс  Кристиан Генелли был немецким архитектором, ученым, особенно в области археологии, член академии художеств с 1795 года. Он поддерживал контакты с многочисленными личностями Берлинской культурной и интеллектуальной жизни в 1800-х годах. В 1785 отправляется в Рим, гдев течении пяти лет изучает искусство античности и произведения Рафаэля. Вместе с Готфридом Шадовым в 1786 создал проект  памятника Фридриха Великого. В 1791 году он получил работу в Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине. Выполнил ряд рисунков на сюжеты из античных мифов.

произведение

Скульптурная группа является повторением завершающего элемента композиции Амур и Психея, подготовленной к свадьбе 1799 годаФридриха Людвига Мекленбург-Шверина и дочери русского императора Елены Павловны. Оригинальное произведение состоит из трех скульптурных групп - две из них представляют сцены поцелуя Амура и Психеи, симметрично повторяющиеся.

Эта скульптурная группа еще в 1793 году была предназначена для свадьбы принца Фридриха Вильгельма III  и принцессы Луизы. В 1798 году центральной композицией стала скала с сюжетом о похищении Психеи Зефиром. Оригинал находится в Государственном музее Шверина и экспонируется в замке. Повторение скульптурной группы со скалой находится в Немецком музее керамики Хетьенс-музеум и датируется 1801 г.

Аналогичная статуэтка, изображающая Зефира и Психею, находится в коллекции Музея Декоративного искусства в Берлине.

Сюжет восходит к истории Амура и Психеи, изложенной древнеримским  писателем Апулеем (ок. 125 – ок.180 г.н.э.) в произведении «Метаморфозы или О золотом осле», где поэтическим образом объединены древнегреческие мифы об боге Эроте и юной смертной девушке Психее. Эта история повествует о дочери одного царя - Психее, красота которой восхищала всех окружающих настолько, что ее считали воплощением Афродиты, однако в отличие от других сестер ее никто не брал замуж. Тогда царь обратился к оракулу Аполлону, который приказал отвести Психею на скалу, где она будет ждать брачного союза с  бессмертным богом с крыльями как у птицы.  Тогда Психею повели в свадебном одеянии на скалу.

Сюжет статуэтки связан с похищением Психеи другом Амура Зефиром. «Психею же, боящуюся, трепещущую, плачущую на самой вершине скалы, нежное веяние мягкого Зефира, сначала там и сям всколыхнув ей полы, потом вздув подол, спокойным дуновением понемногу со склона высокой скалы уносит и на лоно нижней долины, покрытой луговою травою, медленно опуская, слагает». (под общей редакцией С. Аверинуева, С. Апта, М. Гаспароѳа, Α. Τахо-Годи, С. Шерейнского и В. Ярхо)

По-видимому, оригинальная композиция иллюстрирует свадьбу Амура с Психеей,  вокруг которых танцуют Оры и разбрасывают розы. 

детали

Композиционно статуэтка развивается по спирали. На постаменте - вершине скалы с диагональными уступами, легкие изящные фигуры Зефира и Психеи. В порывистом движении тоненькая фигурка Психеи, убегающей и словно готовой взлететь, правой ногой опирается на камень, левая же уже от скалы. Легкая туника, подпоясанная под грудью лентой, развевается, подчеркивает движение. Наброшенную на плечо драпировку платка,   Психея придерживает кончиками пальцев вытянутой руки – композиционный прием, усиливающий спиралевидное движение. Зефир обхватил руками Психею, стремясь удержать выскальзывающее из рук почти небесное создание, свою богиню... Маленькие крылышки на спине Зефира похожи на крылья бабочки.   

Наталья Гальона, искусствовед

в других музеях