Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Репин

Илья
Ефимович

1844-1930


Запорожец

1884


холст, масло, 49x41.5 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Этюд к картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". 18801-1891

Местобытование: коллекция Тю.И. Тащининой, Москва

художник

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии, всемье военного поселянина. Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И.М. Бунакова, исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений. Поступивший в 19 лет в Петербургскую Академию художеств, он одновременно занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Находясь в качестве выпускника Академии художеств в Париже, с конца 1875 года Илья Репин стал посещать керамическую мастерскую художника Е.А. Егорова. В 1870-х годах в Париже образовалась большая колония русских художников, в основном из воспитанников Академии художеств. В письме к В.В.Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне;  керамический способ скор и легок, как фреска, и потому он не будет дорого стоить; да притом же это будут оригиналы, а не копии…»[1]. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве»[2], куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».

 



[1] Репин И.Е. Письма 1867-1892. Т I. – М.: «Искусство», 1969. – 171 с.

[2] Лава – раскаленный жидкий расплав горных пород, образующийся при извержении вулкана; в 1870-е годы  это слово было использовано русскими художниками в названии керамики и общества – «Общество пищущих на лаве» и  стало символом крепкой, обожжённой керамики, на которой художники писали сюжеты, покрывая роспись сверху  блестящим стекловидным составом – глазурью

произведение

детали

в других музеях