1831-1891
холст, масло, 91.5x73.4 см
Поступление:
2016, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея в Антикварной галерее "Русские сезоны", Санкт-Петербург
Копия одноименного портрета Неизвестного художника первой половины XIX века
На лицевой стороне слева у плеча: В.Худояровъ
Василий Павлович Худояров – самый успешный художник дореволюционного искусства Нижнего Тагила. Он происходил из знаменитой тагильской династии художников Худояровых. Будущий художник родился в семье Павла Федоровича Худоярова, мастера подносного промысла, автора живописных композиций на заводскую тему. Первоначальные навыки художника Василий получил в семье. В 18 лет он написал картину «Меднорудянский рудник», и, вероятно, тогда и был замечен его талант Демидовыми - владельцами тагильских заводов, которые захотели направить его учебу в Санкт-Петербург. Но учебу пришлось отложить - художник женился на Анне Сибиряковой, один за другим родились трое детей… Лишь шесть лет спустя в 1855 году Василий уехал из Нижнего Тагила в Санкт-Петербург. Сначала он три года обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в так называемой «школе на Бирже» (она ютилась в здании, примыкавшим к Бирже), а затем, получив от Анатолия Демидова в 1858 году вольную, поступил вольноприходящим (так как не было общего образования) в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, где учился с 1858 по 1865 год у живописца А.Т. Маркова и был удостоен малых и больших серебряных медалей. Получив звание классного художника III степени Худояров остался жить и работать в Петербурге, сюда он привез свою жену и детей. Семья быстро росла. В Петербурге у них родилось еще четверо детей. Василий Павлович подружился с семьей И.Н. Крамского, который оказался другом не только в творческом плане (Худояров пользовался его художественными советами), но художники дружили семьями. Жена Крамского Софья Николаевна была крестной рожденных в Петербурге детей Худояровых. Видимо Крамской и устроил другу заказы портретов членов царской семьи Императора Александра III(Государственный Эрмитаж) и его жены императрицы Марии Федоровны, которых неоднократно писал и сам. Худоярову приходилось много работать и постоянно брать заказы на портреты и иконы для церквей Санкт-Петербурга, Финляндии, Самары. Вместе со своим отцом расписывал собор в Нижнем Тагиле, во время редких приездов сюда к родственникам. В конце 1880-х - начале 1890-х годов Худояров исполнил образа для церкви святого Александра Невского при Доме трудолюбия Петровского общества вспоможения бедным, церкви Георгия Победоносца при Генеральном штабе Российской империи, церкви святого Иоанна Предтечи при Мариинско-Сергиевском приюте в Петербурге. Произведения Василия Худоярова- картины на мифологические темы, пейзажи, портреты ныне хранятся в Государственном Эрмитаже, Пермской картинной галерее, Костромском художественном музее, Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева. Но, наверное, наиболее ценны они на родине - в Нижнем Тагиле.
«Портрет графа Николая Александровича Зубова» Худояров выполнил в 1880-е годы. Поскольку Зубов жил еще до рождения В.П. Худоярова, художник не мог написать портрет с натуры. Конечно, это заказной портрет, исполненный, видимо, для одного из шестерых детей вельможе - вероятее всего, для дочери Ольги1 или Любови2, которые прожили гораздо дольше остальных детей и даты их смерти позже даты создания портрета.
Но что же за оригинал стал источником для копирования? По все вероятности - портрет кисти Степана Семеновича Щукина, написанный при жизни графа, ныне хранящийся в Грозненском музее изобразительных искусств.
Николай Александрович Зубов (1763-1805) - старший брат последнего фаворита Екатерины I. В 1782 году он поступил в конную гвардию, был учеником Александра Васильевича Суворова, имел недюжинную физическую силу и высокий рост, и снискал уважение сослуживцев. После резкого возвышения младшего брата - красавца Платона, императрицей Екатериной II Николай был возведён в 1793 году в графское достоинство. А осенью 1794 года старший Зубов обвенчался с дочерью фельдмаршала Суворова - Натальей, которую отец ласково называл «Суворочкой».
После смерти Екатерины, надеясь заслужить благосклонность её сына Павла, Зубов первым прискакал с печальным известием в Гатчинский дворец. Будущий император решил, что Зубов приехал его арестовать и отказал ему в аудиенции. Но затем принял, возвел в звание шталмейстера (главного придворного конюшенного), наградил орденом святого Андрея Первозванного. Видимо вскоре после этого и был написан С.С. Щукиным портрет графа. Но император не жаловал фаворитов матери, и Н.А. Зубову негласно было рекомендовано оставить двор и уехать в деревню, что Николай Александрович и сделал. Кипучая душа его не могла смириться с приказом. В ноябре 1800 года Зубов вернулся в Санкт-Петербург и вступил в заговор с графом Паленом против императора Павла I. 11 марта 1801 года он был среди тех, кто поднял руку на императора. Но и это не помогло вернуть влияние двора - Зубов не пользовался никаким влиянием и при Александр I. Спустя несколько лет 9 августа 1805 года Н.А. Зубов скоропостижно скончался в Москве. Брак с Наталией Александровной не был счастливым, но Зубов был отцом семерых детей - внуков великого полководца Александра Суворова.
В настоящее время существует несколько похожих изображений Николая Зубова, сделанных с одного оригинала С.Щукина. Один хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, куда поступил из фамильного имения графов Зубовых Фетинино во Владимирской губернии. Другой - в собрании музея заповедника «Ростовский Кремль», третий - миниатюрный - в живописном собрании Раменского историко-художественного музея. Четвертый - подписная копия кисти В.П. Худоярова, теперь принадлежит Нижнетагильскому музею изобразительных искусств. Как видим, дети почитали отца , и в каждой семье имелось его портретное изображение.
1. Ольга Николаевна (05.05.1803—03.07.1882), с 1824 года замужем за Александром Степановичем Талызиным (1795—1858), крестником Суворова, участником кампании 1812—1813 годов; ротмистром, полковником, камергером. В браке имели пять дочерей и четырёх сыновей. Ольга Николаевна в течение 14 лет состояла председательницей Дамского общества попечительства о бедных в Москве. После открытия Московского Мариинского института, она всю жизнь была его попечительницей. Её дело потом продолжила дочь Мария (1834—1904), супруга обер-гофмейстера Б.А. Нейдгарда, их дочь Ольга Борисовна (1859—1944) была замужем за премьер-министром П.А. Столыпиным.
2 Любовь Николаевна (25.02.1802—22.11.1894), с июня 1823 года замужем за генерал-майором Иваном Сергеевичем Леонтьевым (1782—1824), имела единственного сына Михаила (1824—1885). Большую часть жизни провела в родовом имении Воронино, Ярославской губернии. После смерти сына жила в московском Новодевичьем монастыре.
Седовласый мужчина благородной наружности одет в парадный мундир, украшенный золотым позументом, с высоким стоячим воротом красного цвета и туго повязанным белым шейным платком. Поверх одет на черно-оранжевой полосатой ленте Георгиевский крест и звезда ордена Святого Владимира. Через правое плечо перекинута голубая муаровая орденская лента Андрея Первозванного. Сам орденский знак расположен на груди слева.
91.5x73.4 mm
Поступление:
2016, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея в Антикварной галерее "Русские сезоны", Санкт-Петербург