Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Рафаэль Санти (?)

1483-1520


Святое семейство

1509


темпера, лак, дерево, 119,0х89,0x2,5 см
Поступление:

1977, из Министерства культуры РСФСР

Другое название «Мадонна с покрывалом», «Мадонна дель Пополо», «Мадонна ди Лоретто», «Тагильская мадонна»

художник

Как только не называли художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти – Великий, Прекрасный, Божественный, Светлый гений… Признание он получил еще при жизни, а потом, вплоть до конца XVIII века, о нем  почти забыли

Рафаэлю было всего 25 лет, когда он переехал в блистательный Рим, где сразу стал художником при дворе Ватикана и работает над созданием фресок в папском личном кабинете (Stanza della Segnatura) по личной просьбе папы Юлия II, и вскоре был назначен главным архитектором вечного города.  Он был чрезвычайно талантливым и деятельным человеком и преуспел во всем – в станковой и монументальной живописи, в архитектуре и графике. Его произведения долгое время считались эталоном живописи, его почитали, ему подражали, много копировали. Рафаэль ушел из жизни в день своего рождения - 6 апреля в 37 лет, оставив большое наследие и оставшись практически непревзойденным автором многих образов Богоматери. 

произведение

Мадонна…  В 1509 году Рафаэль пишет прекрасную мать, поднимающую над проснувшимся младенцем тончайшую кисею, радом старец Иосиф… Впоследствии ее много раз копировали, считая величайшим и прославленным произведением.

Картина в том же 1509 году была помещена в собор  Санта Мария дель Пополо, отчего появилось второе название  - «Мадонна дель Пополо». А затем начались ее путешествия – то Мадонна при общем негодовании Рима переходит в руки кардинала Сфондрато, то, меняя свое название на «Мадонна ди Лорето» оказывается в базилике небольшого города Лорето. Следующее упоминание о Мадонее связано с именем Наполеона Бонапарта, который, одержав победу над Северной Италией в 1797 году, требует вывезти ее во Францию в составе контрибуции. Позднее в собрании Герцогов Орлеанских был один из образцов – и это именно тагильский образец, на котором имеется герб принцев королевской крови. 

В Тагил картина могла попасть только через представителей рода Демидовых. И, скорее всего, в составе коллекции Николая Никитича, который много сделал для промышленного центра, был захоронен здесь в Выйско-Никольском соборе, а затем и взорван вместе с церковью. Памятник Н.Н. Демидову сегодня установлен в городе…

Но, возможно, работа поступила и через Анатолия Демидова, князя Сан-Донато, по просьбе которого блистательный К.Брюллов написал свой шедевр «Последний день Помпеи». Женившись на племяннице Наполеона I Бонопарта Матильде де Монфор, Анатоль мог получит произведение в дар – и так возникает связь Тагила с Францией. Впрочем, и Павел Демидов мог приобрести произведение: женившись в 1836 году на блистательной Авроре Шернваль супруг преподнес в качестве свадебного подарка молодой жене знаменитый алмаз Санси. Впрочем, Павел Никитич вскоре умер, и молодая вдова приехала жить в Нижний Тагил, где была около трех лет.

В любом случае, Мадонна была привезена в Нижний Тагил. Годы революции разметали многое в состоятельной жизни обывателей горнозаводского поселка. Не пощадила и произведения искусства. В 1924 году почерневшая и израненная доска была обнаружена директором Краеведческого музея Николаем Словцовым. Спустя почти год в Тагил приехал академик Игорь Грабарь – блистательный художник и искусствовед, находившийся на Урале по заданию Главнауки, который писал: «…Когда в холодную дождливую ночь я ехал с тагильского вокзала, проклиная это вынужденное и явно нелепое путешествие, у меня не было никаких иллюзий на счет предстоявшего наутро посещения музея, где находился новоявленный Рафаэль…». Надо ли говорить об удивлении Грабаря, которого поразил «высокий художественный уровень»?!

Несколько лет затем, работа реставрировалась в только что созданных И.Э. Грабарем в Москве реставрационных мастерских. А затем вплоть до 1971 года картина хранилась в Государственном музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина.

С 1975 года картина хранится в Нижнем Тагиле, куда было передано при непосредственном участии бывшего тагильчанина Министра культуры РСФСР Юрия Серафимовича Мелентьева.

 

детали

в других музеях