1841-1881
холст, масло, 80x124 см
Поступление:
1945, из Комитета по делам искусств при Совете народных Комиссаров СССР
Внизу: слева – Астрахань. 1879 с.; справа – Доливо-Добровольскiй
Во второй половине XIX века в русском искусстве крайне популярным становится жанр пейзажа, причиной чему было общее стремление общества к «правде жизни», точной передаче окружающего мира. Развитию пейзажа способствовало и увлечение пленэрной живописью, пришедшее из Франции. Именно в этот период в искусство приходит художник-пейзажист и анималист Михаил Доливо-Добровольский. В России род Доливо-Добровольских, имеющий многовековую историю, появился из Польши, а в Польше - из Италии. В роду было немало выдающихся личностей, среди которых наиболее известен Михаил Осипович, электротехник, создатель техники трехфазного переменного тока. Живописец Михаил Иванович прожил всего сорок лет, но внес свой вклад в развитие русской пейзажной живописи. Свои первые серебряные медали Доливо-Добровольский получил во время обучения в Императорской Академии художеств, которую окончил в 1866 году в звании классного художника пейзажной живописи третьей степени. После были поездка на Кавказ вместе с Львом Лагорио[1], путешествие в Италию и Францию в 1870-х годах. О М.И. Доливо-Добровольсокм сохранилось крайне мало сведений, хотя в переписке его упоминают многие художники. Так, вспоминая о жизни в Париже, где в 1870-е годы жила целая колония русских художников, один из них - Алексей Петрович Боголюбов писал в своих «Записках моряка-художника»: «В Париже собралась целая плеяда молодых русских художников: Васнецов, Антокольский, Ковалевский, Добровольский, Егоров, Ропет, В.Верещагин…Частенько у меня были музыка и пение. Душою этого был художник Доливо-Добровольский - милый тенор. Он мне приводил своих знакомых». Последние четыре года своей короткой жизни художник провел в Саратове и во многих домах горожан были его работы. Сегодня его картины находятся в музеях Пензы, Самары, Саратова, Астрахани, Пензы, Вольска.
Великая река Волга, воспетая многими русскими пейзажистами, стала источником вдохновения и для М. Доливо-Добровольского,. Он много ездил по Волге с целью зарисовок берегов и видов городов и создал много волжских пейзажей. Видописный пейзаж – один из излюбленных жанров в XIX веке, когда люди стали много ездить, а фотография еще не стала массовым явлением, и многие желали иметь на память изображение понравившихся им городов и мест. Доливо-Добровольский создает правдивый, узнаваемый и сегодня вид одного из главных городов Волги – Астрахани, но не архитектура является главной в его произведении, а само состояние просторов волжских берегов. Примыкавший к академическому направлению художник следовал в своем творчестве главным правилам видописного пейзажа – от трехплановости композиции (полоска реки, тонкая полоса берега и небо, занимающее почти две трети пространства) до создания идеального, а значит красивого изображения. Последнее удалось – идиллическая красота, разлитая в пейзаже, рождает чувство отдохновения и «приятственности». Пейзаж настолько удался, что автор создает авторское повторение, ныне хранящееся в одном из российских частых собраний.
Но существует одна загадка, связанная с произведением. В коллекции Горловского художественного музея, на Украине, храниться практически точно такое же произведение, датированное тем же годом, с такой же подписью «Астрахань» в левом нижнем углу картины, тех же размеров, но подписанное именем другого русского художника - Петра Петровича Верещагина. Можно было бы предположить, что художники вместе путешествовали по Волге, и, стоя рядом, писали этюды. Но тогда законченное произведение, созданное уже в мастерской, не было бы точь в точь похожим, вплоть до композиции бегущих по нему облаков. Загадку эту еще только предстоит разгадать.
Художник избирает сознательно удлиненный горизонтальный формат полотна, чтобы подчеркнуть широту волжского простора, неспешность движения воды. Тонкая полоска панорамы Астрахани вдали, слегка растворенная прозрачным и прохладным воздухом, замыкает пространство и придает работе повествовательный характер. Золотятся на высоких барабанах купола пятиглавого Казанского собора Божьей матери знаменитого Астраханского кремля, вспыхивая крошечными теплыми звездочками, Успенского собора, видны крыши архиерейского дома, навершия Никольских и Красных ворот. Историческая точность всегда была свойственна работам Доливо-Добровольского. Так он и показывает со стороны центра Астрахань, известную с XIII века и сегодня входящую в число городов, признанных исторически ценными. Особенность почерка художника, стремящегося в точности запечатлеть реалии волжских берегов, позволяет определять работы автора не просто как пейзаж, но и как исторический жанр.
Елена Ильина, искусствовед
80x124 mm
Поступление:
1945, из Комитета по делам искусств при Совете народных Комиссаров СССР