Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Мешков

Василий
Никитович

1867-1946


Аксинья

1906


холст, масло, 107x66 см
Поступление:

1945, от Комитета по делам искусств при СНК РСФСР

 

Слева внизу: В.Мешковъ 1906

 

 

художник

Василий Никитич Мешков был ярким самобытным человеком. Сын елецкого пекаря, он рано остался сиротой, поэтому на его долю выпали тяжелые жизненные испытания, но это не помешало ему стать художником. Он начал свой творческий путь как живописец: в Задонском монастыре писал иконы. Одаренный от природы юноша стремился стать независимым художником и в 1882 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди учителей В.Н. Мешкова были такие замечательные преподаватели, как Евграф Сорокин и Илларион Прянишников, но особое воздействие имел на молодого художника Василий Дмитриевич Поленов, увлекший его пленительными возможностями письма на пленере, он раскрыл талантливому ученику богатство рисунка сангиной, итальянским карандашом и углем. Мешков сумел добиться выразительности полутонов и оттенков, он стал непревзойденным мастером портретного рисунка, со своей индивидуальной, «мешковской» техникой. Традиции передвижнической живописи стали для него главными. В 1889-1890 он продолжил учебу в Петербургской Академии художеств. Вернувшись в Москву, стал с 1893 году членом Московского товарищества художников. Он был и прекрасным педагогом, преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве в 1892-1917 годах и в Академии художеств в Ленинграде в 1937-1940. Делу педагогики он отдавался с присущим ему темпераментом, отрывая массу времени от личного творчества. Он ничего не умел делать наполовину, это сказывалось и в его преподавательском методе. Противник пассивных, ничего не объясняющих ученику замечаний, он всегда стремился к словесному, а главное, к наглядному раскрытию тех или иных законов живописи, постижение которых играет важную роль в развитии художника.

В советское время он создал в масляной технике серию портретов видных деятелей Октябрьской революции, писателей, артистов. Человек широкого русского отзывчивого сердца, Василий Никитич привлекал людей самых различных профессий, но, конечно, в первую очередь представителей художественной культуры. Произведения художника занимают достойное место в крупнейших музеях и картинных галереях России и за рубежом.

 

произведение

Мешков писал жанровые картины в духе поздних передвижников, а также пейзажи, портреты. Творческая деятельность его как портретиста началась в 1890-х годах в родном городе Ельце. С большим мастерством автор умел передать индивидуальные психологические черты человека, раскрыть его социальный облик. Примером тому может служить портрет Аксиньи. Точно и глубоко художник передает психологический облик женщины: небогатой крестьянки с непростой судьбой, поднимаясь до типического образа, следуя своему кредо: «…В портрете меня привлекала задача выявления человека со всем его нутром, раскрытия внутреннего психологического мира портретируемого». Художник не уточняет место, где писал картину, не конкретизирует быт, дает условный мрачноватый фон.

Год создания картины - 1906 - совпадает с началом Столыпинской аграрной реформы, предполагающей выход из общины и наделение крестьян землей в собственность. Многие небогатые крестьяне старались про­дать свои на­делы и либо уйти в город, либо переселиться на свобод­ные земли Урала и Сибири. Кто знает, быть может на картине и представлена женщина, вынужденная с семьей переселяться в иные земли. Быть может оттого печаль в ее облике… А быть может, муж ее на заработках в городе, и весь груз крестьянского хозяйства лежит на ее плечах… Нелегкая доля выпала на ее плечи...

 

детали

Острый и точный рисунок, выразительная лепка лица, почти скульптурная, особый цветовой акцент и пластика письма. Пожухшая желтоватая кожа бледного лица, впавшие щеки, крепко сжатые губы, печальный взгляд потухших глаз, направленный в никуда - все выдает возраст женщины, её нелегкую жизнь, потери, разочарования, нужду, скорби. Художник одевает Аксинью в овечий тулуп, на голове платок черного цвета с красно-черной бахромой, ниспадающий на плечи. Темный фон, выдержанный в гамме черно-коричневых и серовато-зеленых тонов с преобладанием болотного оттенка, нейтрален. Художник говорил своим ученикам: «Рисовать – это значит размышлять над конструкцией», и он размышляет, наполняя портрет глубокими смыслами, переживаниями.

 Ксения Чиркова, искусствовед

в других музеях