Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Белютин

Элий
Михайлович

1925-2012


Отец и дочь

1974


холст, масло, 199.5x87.8 см
Поступление:

2007, в дар от автора Э.М. Белютина

Справа внизу: ely Bielutin

художник

После разгрома Манежной выставки и запрета на «формализм» студия «Новая реальность», была в перемещена  в  Абрамцево. Купленный  Белютиным  дом студийцы перестроили под мастерскую. Она была полна жизнерадостных произведений  художников, которые приезжали  туда поработать на весну и лето, а в конце сезона устраивали отчетные выставки: больших размеров холсты развешивали прямо на улице деревьях,   небольшие  - размешали на стенах мастерской. В Абрамцеве  всегда царила творческая  атмосфера. 

Студийцев Белютин называл не учениками, а «товарищами по живописи» и учил их, что «современного искусство не говорит  «ты понимаешь», но говорит «ты чувствуешь».  Вел  занятия  не  по-академически, а вопреки.  А задания для осваивающих азы нового искусства были непростые: «изобразить лес, за которым Освенцим, или написать все цвета радуги, пользуясь одной краской».

Официально у белютинцев не происходило  никакой  выставочной деятельности,  но Абрамцево  стало  центром  притяжения  публики: туда приезжала избранная  московская и зарубежная интеллигенция.  И это длилось долгие годы  до конца 1980-х - неофициально существующая студия  обрела славу  центра современного искусства в России.

произведение

1970-е… Язык образного выражения Элия Белютина неожиданно меняется. Художник  обращается «к фигуративам  с элементами визуальной узнаваемости», строящимися цветовыми плоскостями. Размер полотен увеличивается, сообщая образам монументальное звучание.

С 1960-х   в  творчестве Белютина часто повторяется тема пары – двух связанных между собой людей. Раскрыть их взаимосвязь то дружескую, душевную, то интимную, то непримиримую – именно эти   ситуации человеческих  взаимоотношений интересны художнику. Работая совершенно по-новому, автор предлагает  зрителю «интерпретировать изображение согласно  собственному воображению и миру, возникающих в нем чувств». Искусство Элия Белютина, далекое от  диктата, это позволяет! и призывает!  Надо пробовать!

детали

Картина «Отец и дочь»… Ее  сюжет приближен к реальности и на первый взгляд  совершенно ясен. На  оранжевом фоне - две фигуры.. Но две ли?  Их три - отец с новорождённой дочерью на руках… и рядом женщина. Чем они связаны в эту минуту  - какими мыслями, чувствами? Пламенеющей оранжевый цвет фона как взрыв, который  в сочетании  с интенсивными пятнами, формирующими фигуры мужичины, несущего сверток с младенцем, и женщины   трансформированы автором в выражение духовных связей между героями. Фигура мужчины, благодаря белому цвету выдвинутая вперед, - устойчива, надежна… Рядом и чуть позади - кобальтовая женская -  легкая  и изящная… Они счастливы, радостныОни вместеВпереди  будущее…   

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях