1925-2012
холст, масло, 199.5x87.8 см
Поступление:
2007, в дар от автора Э.М. Белютина
Справа внизу: ely Bielutin
После разгрома Манежной выставки и запрета на «формализм» студия «Новая реальность», была в перемещена в Абрамцево. Купленный Белютиным дом студийцы перестроили под мастерскую. Она была полна жизнерадостных произведений художников, которые приезжали туда поработать на весну и лето, а в конце сезона устраивали отчетные выставки: больших размеров холсты развешивали прямо на улице деревьях, небольшие - размешали на стенах мастерской. В Абрамцеве всегда царила творческая атмосфера.
Студийцев Белютин называл не учениками, а «товарищами по живописи» и учил их, что «современного искусство не говорит «ты понимаешь», но говорит «ты чувствуешь». Вел занятия не по-академически, а вопреки. А задания для осваивающих азы нового искусства были непростые: «изобразить лес, за которым Освенцим, или написать все цвета радуги, пользуясь одной краской».
Официально у белютинцев не происходило никакой выставочной деятельности, но Абрамцево стало центром притяжения публики: туда приезжала избранная московская и зарубежная интеллигенция. И это длилось долгие годы до конца 1980-х - неофициально существующая студия обрела славу центра современного искусства в России.
1970-е… Язык образного выражения Элия Белютина неожиданно меняется. Художник обращается «к фигуративам с элементами визуальной узнаваемости», строящимися цветовыми плоскостями. Размер полотен увеличивается, сообщая образам монументальное звучание.
С 1960-х в творчестве Белютина часто повторяется тема пары – двух связанных между собой людей. Раскрыть их взаимосвязь то дружескую, душевную, то интимную, то непримиримую – именно эти ситуации человеческих взаимоотношений интересны художнику. Работая совершенно по-новому, автор предлагает зрителю «интерпретировать изображение согласно собственному воображению и миру, возникающих в нем чувств». Искусство Элия Белютина, далекое от диктата, это позволяет! и призывает! Надо пробовать!
Картина «Отец и дочь»… Ее сюжет приближен к реальности и на первый взгляд совершенно ясен. На оранжевом фоне - две фигуры.. Но две ли? Их три - отец с новорождённой дочерью на руках… и рядом женщина. Чем они связаны в эту минуту - какими мыслями, чувствами? Пламенеющей оранжевый цвет фона как взрыв, который в сочетании с интенсивными пятнами, формирующими фигуры мужичины, несущего сверток с младенцем, и женщины трансформированы автором в выражение духовных связей между героями. Фигура мужчины, благодаря белому цвету выдвинутая вперед, - устойчива, надежна… Рядом и чуть позади - кобальтовая женская - легкая и изящная… Они счастливы, радостны… Они вместе… Впереди будущее…
Лариса Смирных, искусствовед
199.5x87.8 mm
Поступление:
2007, в дар от автора Э.М. Белютина