Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Юдин

Самойла
Юдич

1730-1800


Медаль в память основания Петербурга

1760-е


бронза, штамповка, чеканка 4.9x4 см
Поступление:

1945, из Свердловского областного отдела по делам искусств 

На реверсе у левой ноги Меркурия монограмма: Ю

 

 

художник

В России традиция создания в честь значимых событий памятных медалей появилась в период правления Петра I, заимствованная им от европейских стран. Расцвет медальерного искусство пришелся на вторую половину XVIII века - на период правления Екатерины Великой. К периоду её царствования относятся три коллекционные бронзовые медали и наиболее ранней из них по времени создания является медаль «В память основания Петербурга». На реверсе - у левой ноги Меркурия - при изучении была обнаружена авторская монограмма Ю, принадлежащая русскому мастеру Самойлу Юдичу Юдину. Эта редкая бронзовая медаль является повторением медали известного иностранного мастера Филиппа Генриха Мюллера, входящей в его знаменитую серию, посвященную Северной войне и основным событиям борьбы России на берегах Балтики. Европейская мастерская Филиппа Мюллера была одной из самых известных в конце XVII - начале XVIII веков в Европе. Именно сюда часто обращались европейские монархи с заказами, и Петр I, следуя сложившейся традиции, обратился вслед за ними в престижную мастерскую Мюллера. Заказанная Петром Великим серия создавалась под его непосредственным контролем и была выполнена всего за два года. Она пользовалась в России большой популярностью у коллекционеров, медали широко тиражировались, в результате чего мюллеровские штемпели быстро изнашивались, и поэтому взамен их не раз приходилось создавать новые.

произведение

Известно, что во второй половине XVIII века медали Мюллера копировали два русских мастера, одним из которых был Самойла Юдич Юдин, создавший огромное число монетных и медальерных штемпелей. Известно, что в 1751 году он переехал из Москвы в Петербург и спустя 11 лет становится главным медальером. Исследователь медальерного искусства Е.С. Щукина отмечает, что "впервые подпись художника "Ю" появляется на червонце Елизаветы (1757)". Монограмма "Ю" на реверсе медали - у левой ноги Меркурия - подтверждает авторство работы Самойлы Юдина.Заметим, что до середины XVIII века только иностранные мастера могли подписывать свои работы, затем государственная политика стала меняться - к обучению медальерным искусством стали привлекать русских мастеров, имевших право подписывать свои работы. На Петербургском монетном дворе была создана целая система профессионального и художественного образования. Уже в 1741 году было принято решение посылать молодых резчиков в рисовальные классы Академии Наук "… дабы монетные дворы могли со временем искусными медальерами удовольствованы быть". Среди первых учеников Академии Наук был и Самойла Юдин.

 

детали

Образ Петра I на лицевой стороне - аверсе медали, повторенный Юдиным с мюллеровской медали, величав и строг и напоминает тип петровских портретов К.Б. Растрелли. Однако, при более внимательном рассмотрении можно заметить некоторые отличия в изображении, касающиеся как одежды императора, так и решения самого образа Петра. Несомненно, Юдин был знаком с работами мастера петровской эпохи Осипа Калашникова  – первого копииста штемпелей лицевых сторон медалей Мюллера, посвященной Северной войне. Медальер Юдин постарался все же создать свой образ Петра Великого, представив его в более зрелом возрасте и придав ему черты мужественности и сдержанности.

Сверху по окружности (над головой Петра): PETRUS. ALEXIIFIL. D.G. RVSS IMP.M DUXMOSCOVIAE (перевод: Петр Алексеевич божиею милостию император Российский, великий князь Московский). На реверсе медали в центре изображен медальон с профильным портретом Петра I, поддерживаемый с двух сторон аллегорическими фигурами, сидящими на облаках: справа - Меркурием, слева - Минервой, в правой руке держащей - модель Кроншлота. В нижней части - изображение плана Петропавловской крепости на Неве. Сверху над планом надпись: S.PETERSBURG. Вверху над изображением по окружности надпись: HAEG FORTlMCENIA CONDIT (перевод - Основывает сие крепкие стены). В надписи заключена хронограмма: сумма числовых значений букв, выделенных шрифтом, составляет дату год 1703). В обрезе надпись: PETERIBURGI. PORTUS. ET NAVALE (перевод - Город Петра - выход в гавань). 

 

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях