1841-1910
холст, масло, 23.8x18.5 см
Поступление:
1962, из Министерства Культуры РСФСР
В жизни Лемоха имелось своего рода противоречие – при рождении был назван Карлом, но всю жизнь его звали Кириллом. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856), художник продолжает его в Академии художеств и становиться участником «Бунта четырнадцати», когда он, в силу своих прогрессивных, демократических убеждений, оказался в составе художников-«протестантов», отказавшихся писать дипломные программы на мифологическую тему и вышедших из Академии в ноябре 1863 года.
Служба К.В. Лемоха проходила при императорском дворе, где он был учителем рисования и живописи подрастающих великих князей. Русский художник, современник К.В. Лемоха, Яков Минченков в своих воспоминаниях отмечает: «Более деликатного человека, чем Лемох, я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли. Была ли у него врожденной эта черта, или она явилась следствием долгого его пребывания при дворе, где он преподавал рисование князьям, - сказать трудно. Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III»[1] . Художник зарекомендовал себя на службе при императорском дворе только с положительной стороны, поэтому к открытию Музея русского искусства в Санкт-Петербурге К.В. Лемох был назначен на должность хранителя художественного отдела. На этом ответственном посту художник оставался практически до своей кончины.
[1] Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Издание пятое – Ленинград: "Художник РСФСР", 1965.
В 1871 году им написана картина «Девочка, пишущая письмо», где изображен ребенок, скорее всего, из дворянской среды. К сожалению, нет сведений о том, кто изображен в картине «Девочка, пишущая письмо». Возможно, дочь самого художника - Варвара, или кто-то из детей многочисленных друзей художника, так часто посещавших его дом в Санкт-Петербурге и дачу в Ховрино. Картина явилась отражением интереса художника к теме детства, которая для К.Лемоха была многогранной, не вписывающейся только в рамки крестьянского быта, и которую он воспевал в своем творчестве на протяжении долгих лет.
В картине передается детская непосредственность модели, живость ее позы полного сосредоточения и концентрации внимания ребенка на совершаемом деле - написании письма. Индивидуальный детский образ передан с душевной теплотой и любованием ребенком, увлеченным своим делом. Девочке даже не важно «на чем» писать письмо, главное - писать. В картине Лемох использует свой старый прием - использование темного фона, в который мягко вписывались локальные краски одежд. Так синий цвет платья девочки, возникающего из темноты фона, остается локальными, но при этом цвет разрабатывается богатством оттенков, что придает колориту картины особую теплоту и загадочность.
Екатерина Шефер, филолог
23.8x18.5 mm
Поступление:
1962, из Министерства Культуры РСФСР