1840-1918
холст, масло, 69x54.5 см
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея
Николай Андреевич Кошелев – художник, который во многом сделал себя сам, но судьба и не оставила ему иного выбора. Родился он в селе Серман Пензенской губернии в семье крепостного крестьянина. Отец – Андрей Федорович – не мог дать одаренному сыну должного образования и воспитания. Стремление к изобразительному искусству, художественный взгляд на мир проснулись в Кошелеве очень рано. Отец, не смея препятствовать развитию творческих стремлений ребенка, отдал мальчика на обучение к иконописцу Давыдову в Нижний Новгород. Но у него будущий мастер, мечтавший поступить в Академию художеств, научился лишь растирать краски и грунтовать доски. К счастью, на талантливого юношу обратила внимание местная богатая помещица. Три года Кошелев жил и работал в ее доме, самостоятельно обучаясь изобразительному искусству. Только в 1856 году в Казани он берет несколько уроков живописи у профессионального преподавателя, итальянского художника Ботелли, и здесь же исполняет свою первую самостоятельную работу – иконостас для церкви.
В 1860 году Николай Кошелев поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Его работы этого времени обличают, вскрывают яркие социальные проблемы. Наиболее заметно он проявил себя в жанровой и портретной живописи. К примеру, в 1962 году мастер получил серебряную медаль за картину «1-е число», посвященную проблемам семьи и детства.
Важное место в творчестве Николая Кошелева занимает монументальная храмовая живопись. В 1860-1870-х годах, по приглашению И.Н. Крамского, он участвует в росписи купола Храма Христа Спасителя, в 1890-е создает уникальный художественный цикл из 18 полотен на тему «Крестный путь Спасителя» для домовой церкви святого Александра Невского Александровского подворья Императорского православного палестинского общества в Иерусалиме и многое другое. За работу в храме Христа Спасителя в 1873 году Кошелев был удостоен звания академика, а в 1878 году – звания профессора. В 1879, чтобы познакомиться с памятниками западноевропейского искусства, художник отправился в путешествие по странам Европы – Германии, Австрии, Италии. В 1891-1892 годах совершил путешествие по Святой земле.
1880-1890-е годы связаны с преподавательской работой в Художественно-промышленном училище Штиглица. А о последних годах жизни Николая Андреевича Кошелева сохранилось очень мало сведений. Известно, что вплоть до самой смерти Кошелев много занимался живописью, не расставался с искусством. И какой бы темы он ни коснулся – крестьянской жизни, социальных проблем, веры и религии – всегда в работах мастера есть жизнь и душа, ведь изображал он лишь то, что его действительно волновало: «Писать стоит только тогда, когда есть желание, просит сердце, да бушует сила».
Сын крепостного крестьянина, Николай Андреевич Кошелев просто не мог обойти тему народной жизни, народного быта стороной. Еще в детстве он с увлечением рисовал все, что видел вокруг: деревенские пейзажи, пасущиеся стада, крестьянских детей. В более зрелом возрасте к этой теме он подошел серьезно и основательно, путешествовал по уездным городам и внимательно наблюдал за людьми из народа, их жизнью: «Главное – не забывай изучать людей поглубже – товар капитальный и подходящий для художника» писал он художнику В.М. Максимову.
В картине хорошо видны академическая выучка и мастерство Николая Кошелева: он применяет эффектные контрасты света и тени, искусно прописывает отдельные детали. В то же время художник использует приемы пленэрной живописи в написании скромного деревенского пейзажа. Мягкость тональных переходов, светлая палитра создают ощущение глубины пространства и воздуха. Колорит картины выдержан в сдержанной холодной красочной гамме лилово-синих и серо-зеленых цветов, придающей произведению особую выразительность и притягательность [2].
С невероятной теплотой Николай Андреевич Кошелев рисует бедный, но чистый и искренний мир, наполненный теплом и любовью - мир, из которого сам с таким невероятным трудом вышел. Рисует он его противоречиво: с одной стороны, мастер восхищается теплотой, семейственностью и естественностью крестьянской жизни, а с другой, – не может не показать ее бедность и запустение.
Крестьянские дети в работе «Утро в деревне» написаны проникновенно, детально и правдиво. Интересно, что сейчас эту картину можно встретить в социальных сетях, на различных сайтах как иллюстрацию к статье «Что умела девочка десяти лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад». А умела она действительно много, и первый взгляд на произведение может обмануть – зрителю часто кажется, что перед ним не старшая сестра, а молодая мать. Но маленький рост, платок, открывающий волосы, непосредственное детское лицо подтверждают – на картине изображена девочка, которая нянчится со своими младшими братьями и сестрами, пока родители заняты работой. Детали подробно рассказывают о быте, жизни крестьян во второй половине XIX века: мальчик жадно обсасывает краюху хлеба, волосы младшей девочки в одной сорочке растрепаны, малыш, по-видимому, держит во рту «жёвку» – пищу, обернутую тканью. Зритель видит босые ноги детей, их простую одежду, совсем небогатый деревянный дом с развешанными тряпками, но в то же время любуется внутренней красотой ребят, их улыбками. Художник создает образ дружной и счастливой семьи. При этом дети кажутся естественными, связанными с природой и, как ни странно, свободными. Это ощущение подкреплено уводящим вдаль открытым пейзажем на заднем плане.
Екатерина Шефер, филолог
69x54.5 mm
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея