Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Юдина

Тамара
Владимировна

1946 г.р.


Рябинка. Набор подносов

1991


масло, лак, металл, золотная паста, роспись кистевая 40x60 см
Поступление:

1991, приобретено музеем в цехе художественной росписи Нижнетагильского завода эмалированной посуды

Под центральным изображением правее середины: Юдина Т.В. 1991 г.

 

художник

Тамара Юдина – одна из прославленных мастериц нижнетагильского подносного промысла, посвятившая более 40 лет своей жизни росписи подносов. Поступила она на завод «Металлоизделий» в 1963 году, когда там писали подносы еще в технике «московской» росписи. В период возрождения тагильского промысла в конце 1970- х годов под руководством московских искусствоведом и художников, в частности А.В. Бабаевой, она приняла активное участие в восстановлении уральской маховой росписи. Художники были переведены в новый, только что отстроенный художественный цех подносов завода «Эмальпосуда». Юдина мастерски овладела уральской маховой росписью и была принята в первую экспериментальную (творческую) группу цеха. Способная художница много придумывала цветочных мотивов, занималась разработкой фруктово-ягодных композиций. Одним из популярных ныне ягодных мотивов на подносе стал мотив «уральской рябинушки», который именно Тамара Юдина одной из первых стала разрабатывать в начале 1980-х годах. И на протяжении многих лет, постоянно варьируя его, используя разные композиции, она довела «рябинку» до совершенства, как по технике исполнения, так и в области создания художественного образа. Часто художница использовала различные формы подносов для воплощения определенного своего творческого замысла, таков и набор «Рябинка», состоящий из 11 предметов, и написанный в 1990-е годы, когда в тагильском промысле стали популярны наборы подносов, объединенные общей темой.

 

произведение

Грозди рябины Юдина строит по определенному в тагильской росписи принципу - постепенного перехода светлых ягод к более темным. Так и в этом наборе «Рябинка» вначале мастерица пишет только верхние ряды ягод в грозди, используя для этого цвета лимонного и желтого кадмия. Затем приступает к средней части грозди, состоящей из желто-оранжевых ягод, добавляя кадмий оранжевый. Завершается нижняя часть грозди темно-красными ягодами, прописанные кадмием красным и краплаком. И последний «штрих» – это мелкие желтые точки на ягодах, которыми мастерица условно обозначает блики на «выпуклых» поверхностях ягод, в которых «отражается» солнечный свет. Благодаря такому последовательному приему написанию ягод грозди рябины выглядят эффектно и объемно.

 

детали

Пылающие грозди красной рябины в центре зеркала подноса завораживают яркостью желто-красных оттенков цвета, царящей гармонией ритма пышных звучных гроздей и бело-желтых соцветий рябины. Фантазия автора позволила объединить в одном мотиведва разных времени года - весеннее цветение нежных цветков рябины и осеннюю спелость тяжелых гроздей. В этом отразилось желание автора показать всю красоту уральской рябинушки, виртуозно написанной тонкими и пластичными мазками. Как некую «драгоценность» художница обрамляет центральные грозди рябины богатой ажурной «рамой» в виде широкой полосой трафаретного золотого узора из мелких веточек рябины, листочки которой напоминают легкое кружево. Золотной декор и роспись бортика гирляндами из веточек рябинки и ягод усиливают нарядность росписи и придают произведению особую торжественность.

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях