Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Фёдорова

Тамара
Андриановна

1928 г.р.


Пусть всегда будет солнце

1962-1968


, x см
Поступление:

1968, из Министерства культуры РСФСР

Голова девочки с бантиками  37,5х20,5х31,0 

Голова девочки с косой 37,5х20,5х31,0    

художник

Так случилось, что о жизни и творчестве художницы Тамары Андриановны Федоровой практически ничего неизвестно. Сухие официальные данные – член Союза художников, скульптор на двух ведущих предприятиях фарфоровой промышленности – старейшем в России Ленинградском заводе фарфоровых изделий и заводе «Красный фарфорист» в Чудово. Ее фарфоровые статуэтки периода пятидесятых годов – «Юная скрипачка» («На музыку»), «Конькобежец», «Фигуристка»,  «Юный футболист» -  востребованные и пользующиеся популярностью у любителей, выполнены в лучших традициях соцреализма. Ее «Березка» (1953) настолько популярна, что завод «Красный фарфорист» выпускает новый тираж уже в конце ХХ века. Работы Федоровой повествовательны, и в фарфоровых миниатюрах  раскрывают тему беззаботного советского детства, рассказывая о самых его повседневных, обычных проявлениях – занятия спортом, музыкой, учеба в школе – все должно было показать как хорошо и спокойно живется детям в советской стране. Более поздние произведения художницы 1960-х («Чаепитие», «Африканка с барабаном», «Девушка с зеркалом») носят уже черты обобщенности, лаконичности форм.

Ну, а сама художница? Ее рождение и становление пришлось на довоенные 1930-е годы. Жизнь, судя по всему - в Ленинграде, а значит блокада в Великую Отечественную. А что дальше? Где училась, почему стала скульптором, кто учителя? Вопросы, оставшиеся пока без ответов. Но коллекция Нижнетагильского музея искусств знает скульптора Тамару Федорову не как автора многих мелких скульптур фарфоровой пластики советской поры, а как автора парного станкового портрета двух девочек, объединенного в композицию «Пусть всегда будет солнце».

произведение

Популярнейшая песня, которая покорила весь мир на фестивале в Сопоте, «Пусть всегда будет солнце» рождена Аркадием Островским и Львом Ошаниным, и впервые исполнена на радио Тамарой Миансаровой летом 1962 года. Добрая и оптимистичная, жизнеутверждающая и призывающая к миру! В ее основу положено небольшое четверостишье маленького мальчика Кости Баранникова, придуманное им в 1928 году – такой вот долгий путь от детского непосредственного восприятия мира одного мальчика до рождения «гимна детства» всех советских детей. Успех песни был ошеломляющим, она стала популярна не только в СССР, Европе, но и по всему миру!

Конечно, такой искренний  призыв к самому сокровенному – пусть будет жизнь! - нашел отклик в творчестве художников. Первое произведение искусства, рожденное стихотворением – это плакат Николая Чухонина. Многие советские художники именно после этой песни создали произведения на тему счастливого детства. Но самое большое свое развитие тема песни получила в детском рисунке: многие и многие поколения ребятишек от души рисовали  синее небо, золотое солнце и самого дорогого человека – маму.

Композиция «Пусть всегда будет солнце!» - одно из «взрослых» прочтений темы свободы, беззаботного счастья и веры в лучшее будущее! Не зная ничего о художнике можно лишь предполагать, когда она была создана -  в 1968 году скульптура была в музей, а в 1962 году была написана песня. Художнице уже в этот период около 40 лет – зрелый сложившийся мастер.

детали

Две юные девочки, согласно слившиеся в песенном призыве, их портреты  передают черты детской наивности, невинности, чувства ответственности (ведь петь такую песню – это почетно!) и одухотворенности. Скульптуры выполнены из шамота и имеют легкую раскраску – вот кисть художницы чуть расцветила бантики одной девочки, брызнула стайку коричневых веснушек на нос, вот благодаря кисти на нежной шейке обозначился кружевной воротничок и стали темными волосы у ее подружки. Можно представить себе темпераменты, характеры этих двух исполнительниц – одна старательная отличница, а другая веселая озорница на время посерьёзневшая и оставившая свои проказы.

Александра Шемякина, искусствовед

в других музеях