Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Серов

Владимир
Александрович

1884-1967


Флоренция

1956


бумага, графитный карандаш, 29.2x20.9 см
Поступление:

 1968, от Министерства культуры РСФСР

Справа внизу графитным карандашом: 9 сент Флоренция

 

 

художник

Большую часть наследия Владимира Александровича Серова, Народного художника СССР, составляют живописные полотна на историко-революционные темы, в которых автор, страстно поддерживающий идеологию государства, развивал принципы социалистического реализма, четко усвоенные им еще в годы обучения в Академии художеств в мастерской у И.И.Бродского. В своих жанровых картинах, состоящих преимущественно из групповых сцен, он запечатлел героический образ преобразованной революцией страны с ее новыми идеалами. Большое количество работ посвящено событиям, связанным с В.И.Лениным, где он предстает то великим оратором, то важным государственным правителем, то просто верным товарищем. Никогда в своем творчестве В.А.Серов не отступал от жестких канонов официального художественного метода, сложившегося в Советском Союзе в изобразительном искусстве и литературе с 1930-х годов.

произведение

В 1956 год художник с группой коллег впервые поехал на творческую практику за границу, в Италию, где, конечно, не смог не восторгаться красотой классического искусства, без устали изучая и зарисовывая увиденное. Графическое произведение В.А.Серова из музейного собрания - одна из таких путевых зарисовок, созданная им во Флоренции. Выхватив из натуры лишь небольшой фрагмент, автор сочетает в нем одновременно прошлое и настоящее: величественная старинная архитектура выступает фоном, а современность явлена теряющимися среди сооружений фигурами гуляющих людей и стоящих автомобилей. Художник, основываясь на работе с натурой, сумел сохранить в этом пейзаже живую связь с реальностью, избрав для изображения все наиболее ценное, отказываясь от подробных деталей. Здесь проявилась одна из сильнейших сторон творчества В.А.Серова - это хоть и беглый, но мастерский, исполненный с легкой уверенностью рисунок, который, по мнению самого художника, является «основой всякого художественного произведения».

 

детали

Раздвигающееся у переднего плана пространство словно «завлекает» зрителя, невольно делая участником изображенного. Эта непустеющая улочка  есть не что иное, как внутренний двор одного из самых знаменитых в мире музеев изобразительного искусства – галереи Уффици. Она была  построена в 1560-1581 годах в самом сердце Флоренции по заказу герцога Козимо I Медичи как административное здание, ставшее с 1765 года общедоступным музеем. В рисунке фасады этих двух грандиозных каменных трехэтажных корпусов изображены предельно обобщенно, «подводя» зрителя к еще одной известной средневековой постройке - палаццо Веккьо. Являющийся сегодня ратушей этот дворец с 1299 года служил  резиденцией для правительства Флоренции. Построен он в виде средневекового романского форта, выглядит мощным и кажущимся вырубленным из одного куска скалы. Ратуша разделена на три горизонтальных яруса: нижний, как и положено фортификационной постройке - лишен каких-либо затейливых украшений, зато во втором ярусе есть красиво оформленные окна. Венчает здание зубчатая корона в основании с арочными окнами, через которые хозяева башни могли вылить раскаленную смолу или сбросить камни на головы осаждающих. Отдельного внимания заслуживает входящая в архитектурный ансамбль дворца башня Арнольфо, названная в честь своего создателя. Это сейчас она украшает собой палаццо Веккьо, а в средневековые времена ее использовали в качестве тюрьмы, в камере которой в свое время томился могущественный уже упоминавшийся выше Козимо Медичи. В 1667 году в фасад башни были вмонтированы часы, созданные мастером Джорджио Ледерле, которые до сих пор исправно ходят.

Мария Комарова, искусствовед

в других музеях