Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Романович

Сергей
Михайлович

1894-1968


Распятие

1950-е


бумага, графитный карандаш, 13.9x17 см
Поступление:

2014, дар дочери художника Н.С. Романович, Москва

художник

 

Сергей Михайлович Романович - одна из важных фигур в искусстве русского авангарда первой половины ХХ века, но масштаб его личности пришлось доказывать годами. Причина в том, что однажды автор сжег все свои произведения раннего периода. Уже в первый год ученичества в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1912 году он познакомился и подружился на всю жизнь с Михаилом Ларионовым, основателем нового художественного направления – лучизм, и два года С. Романович был членом творческого объединения «Лучисты и будущники». После окончания училища в 1918 году С. Романович преподавал - в изостудии московского Пролеткульта, в воронежском отделении ВХУТЕМАСа, в московском ВХУТЕМАСе, на рабфаке искусств, в Архитектурно-строительном институте, декоративном отделении Московского высшего художественного-промышленного училища. В 1921-1926 годах С. Романович один активистов творческого объединения «Маковец» и именно он придумал знаменитое название.  В трудное время главенствования метода социалистического реализма С. Романович в 1935-1948 годы работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР - эта работа стала настоящим спасением для художника, давая стабильный заработок и возможность, не изменяя себе включиться в советское искусство.

произведение

Сергей Романович был тонким знатоком искусства, в котором искал великое, высокое начало, философские и нравственные основы. После всяческих «измов» царивших в искусстве, наносивших «пощечины общественному вкусу» появление объединения «Маковец» стало для молодого художника именно тем, что он искал – «созидательное, примиряющее духовное начало на основе преемственности культурной традиции…отсутствие общепризнанного идеала, стремление к синтезу». Поиски Великого Философского стали главным в его творчестве на всю жизнь. Тогда, когда была запрещена и почти уничтожена вера, он изучал творения великих мастеров прошлого именно с точки зрения высоконравственного начала и писал свои небольшие картины,  рисовал, мифологические сцены и Страсти Христовы.

Графический набросок Сергея Романовича, из коллекции музея, относится к ставшему центральной темой в творчестве мастера - евангельскому циклу. С одной темой художник мог работать долгие годы, находя все новые грани, стремясь в мазках кисти и движениях карандаша найти напряженность духа и мысли. Часто циклы велись параллельно, настолько велик был уровень внутреннего переживания автора, не отпускавшее его.

Обращение к образу Христа потребовало от художника колоссальных душевных усилий… Для С. Романовича столь основополагающая тема стала критерием наивысшей оценки мастерстваОбраз Христа С. Романовича далек от иконы, идеала… Часто он изображал своего героя в кругу людей в едином пластическом пространстве без каких-либо подробностей внешней среды – пейзажа, интерьера. Его евангельские сюжеты далеки от гармонии, экспрессивны по языку,  в сути своей наполнены беспокойством, мистификацией. Особый художественный метод Романовича, который искусствоведы характеризуют как чувственно-мистический реализм, раскрывает взгляд мастера на общечеловеческий, философский сюжет «Распятия Христа» – здесь есть и глубокое прочувствование, и проникновение в сакральный смысл происходящего.

Рисунки евангельского цикла 1940-1950-х годов - это время добровольно избранного «отшельничества» художника. Родись Романович в другое время, возможно искусство узнало бы монументалиста большого значения… Но история не терпит сослагательного наклонения…

детали

Нарочитое невнимание к деталям… рваные, вихрастые, экспрессивные штрихи, выхватывающие, даже «выжимающие» самое главное - «человеческое» в сюжете. И все… дальше – тишина… Христос распят…

Ольга Лебедева, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях