Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Решетова

Ирина
Васильевна

1968 г.р.


Жемчужина. Поднос

2011


масло, лак, металл, алюминевый порошок, роспись кистевая, трафарет 42.3x57 см
Поступление:

2012, приобретено музеем у автора  И.В. Решетовой, Нижний Тагил

Под изображением: Решетова  2011 г.

 

художник

Ирина Васильевна Решетова -  яркий и одаренный  художник  тагильского подносного  промысла,  обладающей неповторимой манерой письма, умеющей создавать на подносе  удивительные и  гармоничные  образы природы, состояния,  облекая изображение в причудливый  и сложный трафаретный узор.  Работая в  творческой группе цеха «Эмальпосуда» с 1987 года она увлеклась орнаментами и с увлечением разрабатывала различные композиции – мотивы  цветов, плодов и птиц. В сложные 90-е, когда многие предприятия закрылись, Ирина перешла работать в кооператив  «Корунд» где быстро освоила сложную многослойную живопись, и затем в ТОО «Метальная лавка» создавала авторские подносы с цветочными композициями. Так, один из немногих тагильских мастеров Решетова сумела освоить все приемы и во всех работает с истинным блеском, часто не зная равных. Увлеченно и творчески подходила она к росписи и декору своих произведений, и достигла истинного мастерства. Авторские композиционные  разработки художницы в цветочной, ягодной и сюжетной росписи на подносах, создание  сложных трафаретных орнаментов давно снискали Решетовой славу ведущего мастера тагильского подносного промысла. С  2011 года  она  стала членом  Союза художников России.  Её работы хранятся и экспонируются в музеях России и  за рубежом. И с большим удовольствием художница активно принимает участия  в  различных проектах Нижнетагильского музея изобразительных искусств - «Тагильский поднос начала XXI века» (2010-2016), в  выставках и конкурсах. Решетова является неоднократным победителем конкурсных выставок.

  

произведение

На вторую выставку-конкурс «Сохраняя розу» проекта «Тагильский поднос начала XXI века», проходящей в 2011 году, Решетова представила поднос «Жемчужина», ставшим одним из исключительных произведений выставки. Для написания подноса Ирина Решетова изначально продумала цвет сложного фона зеркала подноса, решив, что это будет обязательно - мерцающий и холодный. Отказавшись от золотной пасты, художница  в окраске фона и орнаментального узора использовала   алюминиевую краску. Нанося определенным авторским способом различные  узоры на поверхность зеркала, она добилась желаемого эффекта - «фактуры» сияющего фона, имитирующей сверкающую перламутровую поверхность.  «Серебристый» фон  определил холодную колористическую гамму цветочного букета. Художница выбрала горизонтально-ориентированную композицию, написав букет, идущий  из угла.  Такое расположение букета, часто встречалось  в подносах  легендарной мастерицы А.В. Афанасьевой, что говорит о преемственности  традиций в  росписи Решетовой, а  новые интересные поиски художницы  в области  выбора фона и колорита, указывают на творчески-экспериментальный  характер  произведения «Жемчужина». 

 

 

детали

На большом прямоугольном подносе с фигурным  бортом  - великолепный пышный букет в холодной пастельной гамме цветов на мерцающем серебристом фоне, словно нежные жемчужины-розы круглой формы лежат в перламутровой раковине. В центре букета главная «жемчужина» - крупный розовый розан, написанный максимально высветленными красками с  розово-фиолетовыми оттенками. От розы будто исходит  сияющий холодный свет, который распространяется на рассыпанные вокруг «жемчужины» - средние розаны  в букете, поражающие тонкостью и изяществом письма. Букет из нежных роз дополнен голубыми цветами, украшенными  в серединке легкими белыми лепестками, и густо обрамлен листьями с  розово-синими «рефлексами», идущих от розанов, благодаря чему создается  уравновешенная цветовая гармония. В  центральной части букетной композиции цветы ярко «светятся», выделяясь на сложном перламутровом фона,  ближе к краю – постепенно «гаснут» и уходят в фон. По краю  зеркала проходит тонкая цепочка из мелких жемчужных бусин. Узор из крупных жемчужин в виде изящной гирлянды серебристого цвета украшает широкий бортик.  «Серебристый» орнамент их жемчужных нитей органично дополняет созданный художницей образ. 

Лидия Хайдукова, искусстввоед

в других музеях