Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Рачёв

Евгений
Михайлович

1906-1999


Морской индюк

1968


бумага, пастель, 65x50 см
Поступление:

1975, из Министерства культуры РСФСР

На лицевой стороне внизу правее середины: ЕР

На обороте: Е Рачев. Басня Михалкова «Морской индюк» (басня) Ерачев 1968 г

 

 

 

 

художник

Книги с иллюстрациями Народного художника РСФСР Евгения Рачева в нынешнее время стали библиографической редкостью, и трудно представить, что только полвека назад они издавались большими тиражами, к тому же на разных языках. Еще с детства он - томский озорной и непоседливый мальчишка - очень любил рисовать, больше чем учиться. Так и стал в будущем «большим» художником. Но сначала, пришлось уехать из родной Сибири на юг России, затем выучиться в Краснодаре в Кубанском художественно-педагогическом техникуме, причем с отличием,  потом на полиграфическом факультете в Киевском художественном институте,  одновременно сотрудничая с местным издательствами, «набивая руку» и приобретая незаменимый опыт. Творческая манера еще складывалась, а лучшими получались работы про природу и животных. Их то и заметили, и в 1937 году Е. Рачев был приглашен в Москву, чтобы работать в самом большом детском издательстве страны – «Детгиз». Позднее, когда в 1960-х годах было организовано издательство «Малыш», Евгений Михайлович был назначен его главным художником, проработав там почти 20 лет. Всю свою творческую жизнь Е.М. Рачев в роли «сказочника» и мастера «звериных» сюжетов посвятил детской книге.

произведение

Графический лист «Морской индюк» - это типичное «рачевское» произведение: эмоциональное, красочное, характерное, «юморное», с выразительными участниками. Рисунок, датированный 1968 годом, скорее всего, самостоятельная станковая работа автора, созданная им по мотивам одноименной басни С. Михалкова. Однако известно, что Е.М. Рачев, много ранее - в 1955 году уже обращался к этой теме, занимаясь оформлением книги с литературными произведениями писателя, которая вышла спустя 2 года тиражом в 25 000 экземпляров. Эти две работы хоть и похожи по рисунку и эмоциональному настрою, но главное различие в цвете увидит каждый. Поскольку иллюстрация создана к нравоучительному тексту, то по цвету она «вышла» очень сдержанной, не отвлекающей ребенка от главной идеи повествования. В свободной от литературного содержания музейной работе, напротив, характер и настроение «рисуется» богатым и декоративным цветом, при этом «гореть» и «кричать» изображению «помогает» черный бархатистый фон. Кроме того, зеркально «переориентировалась» композиция и слегка переменился «облик» стоящих вдали курочек.  Разные задачи стояли перед автором, разными получились и работы. Но оба эти произведения, созданные с десятилетним перерывом, раскрывают удивительный талант Е.М.Рачева - перевоплощать зверей и птиц в «человеческое» обличье и подобным образом не прямолинейно, но убедительно «рассказывать» о человеческих достоинствах и недостатках.

 

 

детали

Что и говорить, бесподобно «хорош» главный герой сцены – заезжий морской индюк, распустивший свой красивый хвост перед тремя провинциальными курочками! Кроме них в листе ничего нет, но, собственно, этими четырьмя фигурами все уже сказано! И всем понятно, что в этой художественной иронии за образами животных «спрятались» разные человеческие типажи. Посетители выставок Е.Рачева не раз отмечали: «Иллюстрации настолько выразительны, что текст почти излишен». С этим трудно не согласиться и сегодня. 

Мария Комарова, искусствовед

в других музеях