Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Посаженникова

Ирина
Владимировна


Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости. поднос

1994


масло, лак, металл, золотная паста, живопись многослойная 32x45 см
Поступление:

1996, приобретено музеем в Товариществе «Метальной лавки»

Копия одноименной картины Ф.Я. Алексеева, 1794

На обороте: Посаженникова И копия с репр. Алексеева Ф.Я. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»

 

 

художник

Ирина Посаженникова после окончания Нижнетагильского художественно-графического факультета работала во Дворце культуры, когда однажды совершенно случайно в  1992 году узнала о конкурсном наборе художников по росписи  подносов в «Метальную лавку». Показав свои рисунки, она была принята туда художником. Вначале ей пришлось освоить уникальную технику двухцветного мазка, научиться писать розы и различные цветы.  В течение двух лет она работала на норме, расписывая подносы цветочной росписью, но каждый раз стремилась писать разные композиции. Вскоре за особые способности Ирину вместе с Е. Вардугиной и Ж.Овчинниковой – известными ныне мастерами подносного промысла, приняли в творческую группу. Художественное образование Ирины позволило ей быстро перейти от  цветочной росписи к сюжетным композициям, выполненным в сложной многослойной технике. Тогда художники «Метальной лавки» обратилась вначале к созданию копийных работ, возрождая старинные приемы тагильской росписи и создавая новые – так началось широкое развитие сюжетного направления в тагильском подносном промысле. Начинали с копирования открыток и книжных репродукций картин. Интерес к сюжету был продиктован рыночным спросом: покупатели желали видеть не только традиционную цветочную роспись на подносах, но и картины красивых уголков природы, портреты своих знакомых и пр.

произведение

В этот период и была  выполнена художницей копия с работы основоположника русского городского пейзажа XVIII века Федора Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», оригинал которой хранится в собрании Третьяковской галереи. Выполненная художницей копия была представлена на юбилейной выставке «Соната цветов», посвященной 250-летию уральской лаковой  росписи, проходившей в 1996 году, с которой и была приобретена в коллекцию музея.

Произведение Ф. Алексеева  привлекло Посаженникову не только сложной перспективой и многоплановостью композиции, но красивым и величественным панорамным видом  Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Этот город художница запомнила еще с детства, однажды побывав  там,  но по-настоящему влюбилась в неповторимый архитектурный облик Петербурга будучи студенткой - на последнем курсе  художественно-графического факультета, Ирина ездила туда на практику, где студенты делали наброски и писали  дворцы и гранитные набережные Северной  столицы. Не случайно художница выбрала для копирования пейзаж Алексеева, именно этот вид набережной, только современный,  она хорошо запомнила. В работе заметно, как  художница тщательно постаралась скопировать  пейзаж, где на переднем плане воспроизведены фигурки людей и погруженные в тень стены Петропавловской крепости. От первого тенистого плана  взгляд устремляется на  светлую водную гладь Невы с плывущими по реке лодками. На противоположной стороне реки и на фоне высокого голубого облачного неба возвышаются дворцы, зеркально отражаясь в воде, начиная с Мраморного дворца и завершаясь Летним садом.  Строгая прямоугольная форма подноса соответствует ясной, четкой композиции панорамного  пейзажа, раскрывающий величавый и поэтический образ  Петербурга.

 

детали

Произведение с сюжетной росписью написано по всем правилам многослойного письма.Сначала художница выполнила эскиз картины на бумаге карандашом, чтобы он соответствовал размеру зеркала подноса. Затем через кальку перевела рисунок на зеркало подноса, используя под живопись его заданный (готовый) фон - голубого цвета. Затем плотным «корпусным» письмом был нанесен «подмалевок», обозначены основные цвета и границы предметов – стены крепости, набережную, широкая полоса реки, дома и небо. Затем «прописками»  уточнены тон и конкретные формы изображаемого мотива. И только потом приемами лессировочного письма художница постаралась объединить в единое колористическое целое разнообразные цветовые оттенки пейзажа. После - последовал этап «деталировки» - уточнение мельчайших деталей. Самое сложное, по словам художницы, было написать окна дворцов: такого количества окон с графически линейным рисунком и  правильным ритмом она никогда не писала! Работа оказалась очень трудной, кропотливой, но интересной. 

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях