Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Полева

Вера
Павловна

1959 г.р.


Фруктовый сад. Поднос

2005


масло, лак, металл, золотная паста, роспись кистевая 41x55 см
Поступление:

2013, приобретено музеем у автора В.П. Полевой

Под изображением: Полева В.

 

художник

Вера Полева - имя этой талантливой художницы, посвятившей более 35 лет подносному тагильскому промыслу, широко известно не только в Нижнем Тагиле. Выросла Вера в небольшой уральской деревне Слудки и с детства мечтала стать художницей. Умение подмечать красоту в простом природном мотиве, настойчивая любознательность и смекалка деревенской девочки пригодились ей в творческой работе и позволило стать одной из самых известных художниц современного тагильского подносного промысла. После окончания школы Вера поступила в Нижнетагильское училище по специальности «художник по декоративной росписи». Именно тогда, в конце 1970-х годов на Урале, в том числе и в Нижнем Тагиле, развернулась активная работа по восстановлению уральской росписи. Молодая ученица, пришедшая в художественный цех подносов завода «Эмальпосуда», быстро освоила роспись двухцветным мазком, стараясь запомнить все тонкости письма своего удивительного наставника А.В. Афанасьевой – легендарной мастерицы промысла. Способная к росписи вскоре Полева (тогда еще Гробова) вошла в состав творческой группы, занимавшейся как восстановлением уральской лаковой росписи, так и разработками новых мотивов. Однажды увидев, как Агриппина Афанасьева легко и быстро маховым письмом написала яблочко и грушу, Вера попыталась повторить двухцветными мазками эти сочные и яркие плоды. И Полевой не только удалось освоить написание разнообразных наивных «натюрмортов», возвратив в роспись старинный мотив фруктов, известный еще с XIX века, но и стать основателем яркого направления в тагильском подносном промысле - плодово-ягодной росписи.

 

произведение

Форма штампованного подноса с просечным бортиком и двумя ручками отдаленно напоминает старинный восьмиугольный поднос ручной ковки, распространенный в Нижнем Тагиле в XVIII века. Такая упрощенная «модель» старинной восьмигранной формы подноса, как и многие другие подносы, в том числе и фигурные, появились в нижнетагильском подносном промысле в 1990-е годы, буквально на короткий срок – выпускались всего в течение 5-6 лет. Форма восьмиугольного подноса подсказала художнице композиционное решение – использование старинного приема секторной разбивки зеркала и дала простор для воплощения интересного творческого замысла. В подносе «Фруктовый сад» художница использует старинный композиционный прием, уходящий в далекую демидовскую эпоху, когда поле подноса делилось на сектора, расписываемые различными букетами, плодами и украшались ажурной сеточкой золотого орнамента.

детали

В центральном секторе подноса на красном фоне, очерченном золотной орнаментальной полосой, светится яркими красками цветочно-фруктовая композиция-натюрморт из спелых желто-красных яблок и груш, обрамленных со всех сторон розовыми маками, гроздями синего винограда, красными ягодками и зелеными листьями, написанными  виртуозно и легко. Автор вводит узор «золотной сеточки», борт украшает изящными веточками-гирляндами из красных ягод с листочками - все это придает произведению нарядность и праздничность. Роспись исполнена в теплом колорите. От центра к краю подноса цветовая палитра «натюрморта», так же как и фон зеркала, постепенно «гаснет» и в угловых секторах спелые фрукты написаны уже на глубоком черном фоне. Удачно перенесенный из прошлого в современность композиционный прием – деление на сектора - позволяет создать яркое произведение лакового искусства, написанное традиционным маховым письмом.

 Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях