Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Худояров

Василий
Павлович

1831-1891


Исцеление слепорожденного

1860-1870-е


холст, масло, 156x204 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея

Местобытование. Выйско-Никольская церковь, Нижний Тагил; Нижнетагильский краеведческий музей

художник

произведение

Традиции русского академического классицизма служили незыблемой основой для выполнения художником официальных и церковных заказов. Пример такого рода картин - «Исцеление  слепорожденного»с его излишней композиционной рассудочностью и четкостью, безличной идеальностью образов, условностью «раскраски и отсутствием эмоциональной выразительности». От грамотно нарисованного и скомпанованного полотна веет холодком равнодушия. Сюжет, взятый из Евангелия, повествует об одном из деяний Христа – исцелении слепого юноши. Слепой от рождения юноша просил милостыню у храма, но если кто и бросал ему на колени монету, то скорее напоказ, чем из человеколюбия и милосердия. Выходя из храма, где Христос всенародно провозгласил Себя Вечносущим, Иисус увидел слепого, просившего милостыню. Апостолы спросили Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» - они верили, что все важнейшие несчастья случаются в наказание за особенные грехи родителей, дедов и прадедов. Иисус отвечал им: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий. Никто не виноват в том, что человек этот родился слепым»  Прикоснувшись к глазам юноши Христос произнес: «Прозри, вера твоя спасла тебя».

           Картина, посланная художником в Нижний Тагил, до революции 1917 года находилась в усыпальнице семьи горнозаводчиков Демидовых Выйско-Никольском храме

детали

Согласно академической традиции В. Худояров делит картину на три плана – сцена исцеления слепого юноши, город в отдалении и небо, обрамляет кулисами – крепостные стены и башня-донжон. Христос и юноша помещены в самой середине композиции, автор выделяет главных героев - Христа красным хитоном (одеянием) и синим плащем, а юношу – белой драпировкой. Окружившие Христа апостолы разделены на три группы, и обсуждают чудо, творимое Иисусом.  Сама композиция разворачивается перед зрителем на плоскости словно на театральной сцене. Бывший крепостной художник старательно формирует сцену и пишет согласно академическим правилам. Но в изображении слева у края картины девушки возвращающейся с реки, где она полоскала белье, и несущей его в корзине на голове, вдруг проявилось чисто человеческое начало  и Худояров рассуждает о том, как часто мы можем пройти мимо чуда, занимаясь обыденными делами

Антонина Наседкина, художник-реставратор

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях